ДЕЛАТЬ АКЦЕНТ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ ЦБП С ВЫСОКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ
Представленные в Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года прогнозные объёмы производства, потребления и экспорта целлюлозно-бумажной продукции требуют дополнительных обоснований.
Если по товарной целлюлозе прогнозируется существенный рост производства и экспорта, особенно по стратегическому варианту, то по бумаге и картону с более высокой добавленной стоимостью, предусмотрен лишь инерционный вариант с незначительным ростом этих показателей. Об этом заявила директор по взаимоотношению с органами государственной власти АО «Архангельский ЦБК» Наталья Пинягина в ходе первой панельной дискуссии «Стратегия развития ЛК РФ - итоги разработки. Обсуждение плана мероприятий по её реализации» на IV Международной конференции «Целлюлозно-бумажная промышленность России — новые реалии, новые возможности» 4 декабря 2018 г. в Вене.
Флагман продукции ЦБП высокого уровня передела – это тарные картоны. Наталья Пинягина привела данные ФАО ООН, свидетельствующие о значительном отставании России от лидеров этого рынка - 20 ведущих лесопромышленных стран. Так, если в 2017 году Китай произвёл 112,6 млн. тонн бумаги и картона, Германия – 22,6 млн. тонн, Индия – 15 млн. тонн, то Россия оказалась на 13 месте, выпустив лишь 8,5 млн. тонн. Аналогичная ситуация складывается и по выпуску бумаги и картона для тароупаковочной продукции, при лидерстве Китая, который произвёл около 70 млн. тонн, Россия по этому показателю заняла лишь 9 место, выпустив в 2017 году лишь 5,7 млн. тонн.
Перспективы роста потребления тароупаковочных видов на зарубежных рынках, оценены в исследованиях за 2017 год той же ФАО ООН. Так, производство тароупаковочных видов бумаги и картона в расчёте на 1 человека и их среднедушевое потребление, предсказуемо, выше всего в наиболее промышленно развитых странах Европы и Северной Америки. Например, в Финляндии производство этой продукции превышает 750 кг/чел., в Швеции – 620 кг/чел. В России производство в расчёте на 1 человека составляет 39 кг/чел, поэтому она находится всего лишь на 15 месте. Особая ситуация с этими показателями на рынке Китая. Поскольку количество населения в КНР превышает 1,4 млрд. человек, то и показатели производства тароупаковочных видов бумаги и картона в расчёте на 1 человека, как и показатели среднедушевого их потребления, находятся на низком уровне, Китай лишь на одну позицию выше России (14 место).
По словам Натальи Пинягиной, это говорит о том, что перспективная емкость китайского рынка, как и рынков стран АТР, учитывая бурный рост их экономик, очень высока, поэтому в Стратегии развития лесного комплекса России приоритетные меры поддержки должны быть направлены на увеличение мощностей по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, такой, как тарный картон. Данную задачу способны решить целлюлозно-бумажные предприятия, которые не останавливаются на выпуске полуфабрикатов в виде товарной целлюлозы, а используют её для дальнейшей переработки. Например, Архангельский ЦБК, который расширил продуктовые линейки по выпуску гофропродукции и санитарно-гигиенических изделий с высокой добавленной стоимостью, добиваясь высокого синергетического эффекта от совместной производственной деятельности в рамках вертикально-интегрированной структуры.
«Архангельский ЦБК добился наилучших результатов по объёму налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в расчёте на 1 м3 заготовки древесины, - подчеркнула Наталья Пинягина. - Так, в 2015 году этот показатель комбината составил более 2 тыс. руб./м3. А за период реализации приоритетных инвестиционных проектов налоговые выплаты Архангельского ЦБК составят уже более 19 тыс. руб. на 1 м3, что выше аналогичных показателей ряда лесопромышленных компаний России».
В этой связи GR-директор АЦБК прямо указала на то, что именно индикатор налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации с 1 кубометра заготовленной древесины должен стать определяющим показателем уровня глубины переработки древесины в деятельности лесопромышленных компаний.
«Возвращаясь к Стратегии развития ЛПК России, хотелось бы отметить, что при прогнозировании развития отраслей лесного комплекса, определения мер поддержки приоритетных направлений, целесообразно делать акцент на производстве продукции целлюлозно-бумажной промышленности с высокой добавленной стоимостью, такой как конкурентоспособные виды бумаги и картона и изделий из них. Тем более что перспективная потребность в этой продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке очень высока», - резюмировала Наталья Пинягина.
При этом она рекомендовала рассматривать возможность реализации наиболее позитивного стратегического варианта их развития с целью организации таких производств на вновь создаваемых целлюлозно-бумажных комбинатах, что обеспечит значительный рост лесного экспорта в стоимостном выражении, создание большого количества рабочих мест на территории России, резкое увеличение налоговых платежей и вклада лесного комплекса в ВВП страны.
IV Международная конференция «Целлюлозно-бумажная промышленность России — новые реалии, новые возможности» проходила в Вене 4-5 декабря.
Мероприятие проводится по инициативе Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, ТПП РФ и Ассоциации специалистов бумажной отрасли (АСБО) при поддержке Минпромторга России.