Гипотеза о существовании в 7 – 9 веках на территории Северного Причерноморья Русского каганата, как государства руссов, предшествовавшего Киевской Руси, является одной из достаточно проработанных и популярных, хотя и вызывает ожесточенные споры и возражения с самых разных сторон - как со стороны норманистов, приверженцев официальной теории об истоках русской государственности, так и со стороны, назовем их так, ультраславянофилов, утверждающих, что все население Евразии говорило в древности на чистом русском языке.
Бесспорным является наличие достаточного количества разных исторических источников и документов, упоминающих о воинственном народе рос во главе с каганом (к примеру, о призвании Рюрика упоминает только один первичный летописный источник, тем не менее, норманнская теория стала официальной). Споры продолжаются вокруг места нахождения народа рос и его этнической принадлежности.
Итак, какие исторические источники упоминают о народе рос во главе с каганом и являются общепризнанными:
- Несколько арабских и других восточных географов (Джайхани, Ибн Русте, Гардизи и другие) подробно описывают народ рус во главе с правителем – рус-каганом. Пишут, что в стране русов много городов, излагают подробности погребальных обрядов;
- Епископ Пруденций в своих знаменитых «Бертинских анналах» описывает посольство Византии, прибывшее в 839 году к королю франков Людовику. В числе послов были и представители народа «рос», которые называли своего короля – «каганом»;
- Франкский король Людовик II в письме византийскому императору Василию II также упоминает народ рос;
- Киевский митрополит Илларион в 11 веке называет каганами киевских и тмутараканских князей.
Есть также другие менее известные источники и упоминания о народе рос.
Самое раннее упоминание народа рос, датируется 6 веком и принадлежит сирийскому хронисту Захарию Ритору, он помещает этот народ, как раз, в Причерноморье, вместе с иными сарматскими и скифскими народами.
В своих трудах, византийский император Х века Константин VII четко разделяет Хазарию (Хазарский каганат) и Аланию, находящуюся западнее в Причерноморье. При этом Алания возглавляется каганом, независимым и равным по статусу и могуществу хазарскому кагану.
Основываясь на всех этих и других исторических источниках, а также на результатах многолетних археологических раскопок, российский историк Елена Галкина предложила достаточно логичную и непротиворечивую теорию, объясняющую, что это за народ рос и как он связан с историй Руси.
С античных времен, историки помещали в Причерноморье сармато-аланский народ роксалан – позже называемый русами. На иранских языках «рокс» означает «белый», «светлый», такое же значение сегодня по-осетински имеет слово «рухс». В дальнейшем, очевидно, «рухс» стало произносится как «рус». При этом, в прошлом, это слово обозначало, прежде всего, социальное положение роксолан среди других скифо-сарматов, в России это назвали бы «белая кость».
Е.Галкина предположила и обосновала, что народ рус возглавляемый каганом, это не хазары, не славяне, не скандинавы, а потомки роксалан – аланы.
Это подтверждается многочисленными археологическими данными, полученными в Северном Причерноморье. По мнению большинства ученых, аланы Причерноморья были носителями, так называемой, салтово-маяцкой культуры. Следы этой культуры находятся по всему Причерноморью. При этом, к примеру, погребальные обряды этой культуры, объективно подтвержденные при многочисленных раскопках, в деталях совпадают с описаниями погребения у народа рус в вышеупомянутых восточных источниках. Об этих и других доказательствах тождественности народа рус и алан можно, подробнее, прочитать в работах Е.Галкиной.
Общие выводы из всего этого примерно следующие.
В 7 – 9 веках, за двести лет, до Рюрика и Киевской Руси, на территории Северного Причерноморья в верховьях Дона и Северского Донца и, частично, вплоть до среднего течения Днепра, существовал Русский каганат. Согласно данным раскопок это был синтез нескольких народов и культур, прежде всего, ирано-язычных алан и славян волынцевской археологической культуры, живших несколько севернее, на территории юга будущей Киевской Руси. Археологи не нашли следов военных столкновений между аланами и волынцевскими славянами, многие поселения были совместными. Они составляли единую общность и дополняли друг друга. Элитой общества, воинами, были воинственные кочевники – аланы, славяне были землепашцами. Ремесленниками были и те и другие. Аланами и волынцевцами были построены города для противостояния хазарам.
Просуществовал Русский каганат около 200 лет и пал под ударами мадьяр и хазар. Оставшаяся аланская элита, частично, ушла на север, к своим бывшим вассалам – волынцевским славянам и была ассимилирована ими. А волынцевцы переняли от алан имя «русь», которое и распространилось на всю территорию изначальной «русской земли». И, уже далее, волынцевская славянская элита, принявшая «эстафету» государственности от аланских русов, стала растворять в себе и пришельцев с севера – других славян и норманнов.
Таким образом, можно полагать, что русы упоминаемые в арабских и персидских источниках начала 9 века это аланы Русского каганата, а русы из византийских летописей конца 9 и 10 века, это, уже русы-славяне, растворившие в себе остатки аланской элиты и принявшие к себе варягов.
Теория эта кажется логичной и обоснованной. И, кстати, вполне может удовлетворить всех «патриотически» настроенных потомков упомянутых народов.
Характерно, что облик аланских воинов, как изображаемых на картинах современных художников, так и определенный в результате раскопок и реконструкций, напоминает древнерусских сказочных богатырей, пожалуй, в большей степени, чем норманны – варяги…
Единственно, что можно добавить, что история Русского каганата относится к определенной территории – Северному Причерноморью и югу будущей Киевской Руси. Это не умаляет и не отменяет параллельно развивающейся истории северных славян, в том числе Ладоги и Новгорода и других. Скорее всего, таких очагов государственности на территории современной европейской России, в раннем Средневековье было несколько. А победил и объединил всех в единое государство, как и водится, сильнейший…
Это одна из гипотез о происхождении Руси. Смотрите, также, наши статьи о других теориях происхождения русской государственности:
- Теория Ломоносова;
- Общий обзор пяти самых известных гипотез о происхождении Руси
Подписывайтесь на наш канал, ставьте "лайки". Мы будем искать и добавлять другие гипотезы об истоках Руси. Пишите, что Вы об этом знаете и думаете, спорьте и возражайте. Вместе найдем истину...