Сегодня, когда проблема глобального потепления актуальна, как никогда, и весь мир вышел на войну с бензиновыми двигателями, трудно поверить в то, что на рубеже 19-20 веков именно начало массового использования нефтепродуктов буквально спасло человечество от реальной экологической катастрофы. Тогда лицом к лицу мир, пожалуй, впервые встретился с угрозой масштабного загрязнения окружающей среды, связанного, как ни странно, с самым передовым транспортом того времени – с лошадьми.
Лошадиный террор
До 19 века в городах люди перемещались почти всегда пешком. Встретить на улице человека на лошади было большой редкостью. Ведь купить и содержать лошадь считалось очень дорогим удовольствием. Однако с повышением благосостояния и ростом населения увеличивалось и поголовье лошадей.
Очень скоро если ваш ребенок заболевал, доктор мчался к нему уже на лошади. Если в городе вспыхивал пожар, запас воды подвозился к месту возгорания на лошадях. Постепенно на конную тягу перешел городской пассажирский транспорт и торговые грузоперевозки. Лошадей становилось все больше, а вместе с ними и проблем. К концу 19 – началу 20 вв. городские жители страдали от настоящего лошадиного террора.
Попасть под лошадь было обычным делом. Например, в Чикаго в 1916 году на каждые 10 000 конных экипажей приходилось по 16,9 смертельных случаев наездов на пешеходов. Это в 7 раз (!) больше, чем количество смертей в ДТП на 10 000 автомобилей в том же Чикаго в 1997 году.
Проехать по улицам городов было большой проблемой. Примерно каждые 150 километров пробега (говоря современным языком) лошади гибли. Иногда причиной был обычный перелом ноги, но чаще по финансовым соображениям хозяину было гораздо выгоднее загнать имеющихся лошадей до смерти и купить новых. Выдохшихся лошадей пристреливали прямо на месте и просто оставляли умирать на улице. Их трупы убирали только, когда они начнут разлагаться, чтобы легче было разделить их на части и вывезти. Из-за этого на дорогах образовывались заторы.
Но самое печальное было в том, что увеличивающееся поголовье лошадей начало угрожать городским жителям реальной экологической катастрофой. Ведь чем больше становилось лошадей, тем больше в городах было навоза. Например, в Нью-Йорке двести тысяч лошадей ежедневно оставляли на улицах более двух тысяч тонн навоза! Дождь превращал все это в грязное болото, а сухая погода – в пыль, которая разносилась ветром и оседала на зданиях и одежде. Дворники не справлялись с работой, и из популярного удобрения навоз превратился в настоящую напасть.
Газета Times of London спрогнозировала, что к 1950 году каждая улица Лондона будет покрыта конским навозом толщиной почти в три метра, а к 1930 году в Нью-Йорке слой лошадиного навоза на улицах дойдет до окон третьего этажа! Люди начали активно искать решение этой проблемы.
Неожиданное нефтяное спасение
Сначала большие надежды возлагались на железнодорожный транспорт. К тому времени паровозы уже не были экзотикой и использовались для перевозки грузов. Но парадоксальным образом это только увеличивало поголовье лошадей. Ведь товары подвозились к железнодорожным составам и разгружались на повозки, запряженные лошадьми.
В 1898 году в Нью-Йорке, на первой международной конференции по городскому планированию делегаты со всего мира собрались, чтобы вместе найти решение проблемы стремительного возрастания поголовья лошадей и загрязнения городов навозом. Однако уже через три дня конференция зашла в тупик. Помощь пришла, откуда не ждали.
Инженеры тогда еще молодой, но подающей большие надежды нефтяной промышленности предложили радикальное решение: отказаться от лошадиной тяги и перейти на использование двигателя внутреннего сгорания. Что было дальше, все мы знаем из истории. Развитие автомобильного транспорта и производство бензина – вот что спасло жителей городов. Постепенно воздух стал чище, жуткая навозная вонь сошла на нет, а на улицах начали появляться первые асфальтированные дороги. И на некоторое время все человечество вновь вздохнуло с облегчением.