Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй отложила ключевое голосование по одобрению сделки о Брекзите в Британском парламенте. Она объявила, что снова отправится в Евросоюз договариваться о пересмотре условий выхода из ЕС, в том числе по вопросу статуса Северной Ирландии:
https://www.cnbc.com/2018/12/11/brexit-what-happens-next.html
Таким образом, ситуация с Брекзитом вернулась в привычное русло хаоса и неопределённости. Противники Мэй вновь одержали над ней локальную победу и опять затянули процесс.
Это говорит о продолжении вялотекущего политического кризиса в британской власти. Месяц назад Мэй согласовала с Брюсселем «окончательный», но при этом весьма невыгодный для Соединённого Королевства вариант сделки по выходу, после чего несогласные с этим министры покинули правительство, а курс британского фунта ускорил своё падение.
Теперь, после срыва голосования за принятие навязанных Евросоюзом условий, фунт упал до минимального за последние 20 месяцев значения. Участники рынка опасаются, что сделка вообще не состоится, и Брекзит произойдёт по «жёсткому варианту» (hard Brexit), либо сделка всё же будет, но её последствия всё равно окажутся очень тяжёлыми для британской экономики: Британия частично сохранит доступ на европейский рынок, но потеряет возможность участвовать в выработке и изменении его правил, и многие лишившиеся защиты британские компании, ведущие бизнес в ЕС, будут вынуждены перейти в европейскую юрисдикцию.
Британские потери от «утечки бизнеса» могут составить сотни миллиардов или даже триллионы долларов:
http://finfront.ru/2018/12/05/london-to-lose-900-billion-on-brexit/
Официальная дата Брекзита назначена на 29 марта 2019 года, а финальное голосование в Британском парламенте по договору с ЕС должно пройти в период до 21 января. Времени на переговоры и обсуждения остаётся крайне мало.
Самой существенной проблемой, из-за которой Мэй опять поедет в ЕС, является статус границы между Ирландией и Северной Ирландией. Пока что Лондон и Брюссель сошлись на том, что режим пограничного контроля на единственной сухопутной границе Соединённого Королевства будет окончательно определён в течение переходного периода после Брекзита, который займёт 21 месяц.
При этом, если договорится не удастся, Северная Ирландия всё равно сможет воспользоваться специальным пунктом договора и избежать строительства пограничных сооружений. Ольстер сможет сохранить свободное передвижение людей и товаров, и, таким образом, фактически остаться в рамках таможенных границ ЕС. Такая ситуация, согласно нынешнему варианту сделки о Брекзите, может продолжаться неопределённое время.
Парламентская оппозиция в Лондоне опасается, что это, в лучшем случае, может привести ко множеству проблем с таможенным регулированием, а в худшем случае — к выходу Северной Ирландии из Великобритании. Так что Мэй теперь будет добиваться в Евросоюзе, чтобы переходный статус Ольстера был либо определён как временный, либо вообще отменён.
Не исключено, что поправки по ирландскому вопросу внести удастся, однако в остальном Мэй вряд ли сможет достигнуть какого-либо успеха.
Представители европейских властей, включая председателя Евросовета Дональда Туска и главу Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, уже успели в очередной раз заявить, что соглашение по Брекзиту более не подлежит никакому обсуждению, и что нынешний вариант — это самое лучшее, на что может рассчитывать Великобритания.
Европейцы не пойдут на уступки, для них это будет неприемлемая потеря лица и открытие возможности к новым и новым пересмотрам.
Если Мэй ну очень постарается, ей могут «подарить» мелочное косметическое улучшение сделки, не более того.
Очень вероятно, что правительство Мэй этого кризиса не переживёт и далее договариваться по Брекзиту будет уже следующий премьер.