Найти в Дзене
Finfront

Германия и Франция расшатывают Евросоюз

Кризисная политическая ситуация в двух опорных странах Евросоюза — Франции и Германии — подвергает риску всю хрупкую конструкцию европейского единства, а также создаёт проблемы для США. Об этом пишет колумнист CNBC, независимый аналитик Майкл Иванович:

https://www.cnbc.com/2018/12/11/france-germany-are-uprooting-pillars-of-the-european-union-commentary.html

Почти семь десятилетий назад, в начале 1950-х годов, союз между Францией и ФРГ стал той основой, на которой началось строительство единой Европы. Именно на базе экономических и торговых соглашений вокруг двух сильнейших европейских экономик постепенно сформировался нынешний Евросоюз.

Однако в период после финансового кризиса 2008 года франко-немецкий альянс столкнулся с большими трудностями.

Париж и Берлин, несмотря на попытки поддерживать внешнее единство, по-разному ответили на вставшие перед ними вызовы.

Германия, всё это время находившаяся под управлением Ангелы Меркель, во многом пыталась решать свои проблемы за счёт остальной Европы. Немецкая модель экономики основана на постоянном стремлении наращивать собственный экспорт — и, по большей части, это экспорт внутри ЕС.

В результате, пока немецкая промышленность богатела и всё глубже осваивала европейский рынок, в других европейских странах росла безработица и накапливались долги.

Долгое время европейцы терпели эгоистичную политику Германии, но в 2015 году Меркель совершила крупную ошибку, настояв на допуске в пределы ЕС миллионов мигрантов из охваченных гражданскими конфликтами стран Ближнего Востока и Северной Африки. Однако мигранты оказались не слишком хороши в качестве рабочей силы для немецкой экспортной машины, тогда как проблемы с их интеграцией в европейское общество породили нескончаемую череду скандалов.

Миграционный кризис привёл к расколу правящей коалиции и всей немецкой политической элиты — выступающие против приёма мигрантов правые и правоцентристские партии жёстко столкнулись с левыми и левоцентристскими политическими силами.

Меркель через подконтрольную ей Еврокомиссию попыталась заставить прочие европейские страны взять на себя часть бремени по приёму беженцев, установив для них обязательные миграционные квоты. Однако многие государства ЕС фактически саботировали это требование, при этом на волне народного недовольства в них пришли к власти (либо укрепили свои позиции) правые и популистские политики.

В самой Германии Меркель потеряла поддержку и была вынуждена объявить, что не будет участвовать в следующих выборах:

http://finfront.ru/2018/10/29/merkel-will-not-run-for-a-fifth-term/

Правящая коалиция центристских партий ХДС и СДПГ ослабела настолько, что если бы выборы прошли сегодня, то они бы оказались в меньшинстве, получив на двоих лишь около 42% голосов. Вместе с тем, согласно опросам, рейтинг левой по своей идеологии партии зелёных достиг 20%, а рейтинг крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (AfD) вырос до 15%.

В пока ещё правящей партии — Христианско-демократическом союзе (ХДС) — также не наблюдается внутреннего согласия. В прошлую пятницу лишь с большим трудом Ангеле Меркель удалось протолкнуть свою преемницу Аннегрет Крамп-Карренбауэр в качестве лидера ХДС — за неё проголосовали лишь 517 из 1001 делегата на съезде партии.

Таким образом, Меркель оставляет после себя крайне неустойчивую политическую ситуацию — как в Германии, так и в ЕС в целом. При этом есть определённый риск, что Меркель не удержится у власти до конца своего срока в 2021 году.

Тем временем, Франция попросту не смогла выдержать ту жёсткую бюджетную дисциплину, которую Германия попыталась навязать всем странам Евросоюза, требуя удерживать дефицит бюджета в пределах 3% ВВП.

Во многом, именно ради этой дисциплины президент Эмманюэль Макрон пошёл на крайне непопулярные экономические реформы, которые привели к падению его рейтинга до опасно низкого уровня в 21%.

Подъём «экологических» налогов на топливо стал спусковым крючком «революции жёлтых жилетов», направленной против правительства Макрона:

http://finfront.ru/2018/12/05/macron-flinches-protests-go-on/

Сотни тысяч людей, подзуживаемые левыми и правыми активистами, протестуют на улицах Парижа и других городов Франции, при этом протесты успели перерасти в беспорядки, так что сотни и тысячи отправились под арест и в тюрьму.

Бывший инвестиционный банкир, Макрон получил прозвище «президент богатых» и имеет очень слабые шансы на следующих выборах, да и до конца срока может не дотянуть.

Таким образом, лидеры Германии и Франции, равно как и вся их внутренняя и европейская стратегия, находятся на грани политического краха. Опоры ЕС шатаются, и общеевропейское единство под угрозой.

Колумнист Иванович особо подчеркивает, что Берлин в таких условиях упорно продолжает политику экономического роста, основанного на экспорте товаров, услуг и безработицы в прочие страны ЕС.

На протяжении последних трёх лет Германия ежегодно «высасывала» из остальной Европы по 150-160 миллиардов евро . Мы ранее писали о том, как работает этот механизм:

http://finfront.ru/2018/08/06/germany-trade-exhauster/

Иванович намекает в своей статье на то, что США следует активнее вмешаться в европейскую экономическую ситуацию и как-то воздействовать на Германию (а также, возможно, и Францию).

Во-первых, немецкий торговый пылесос действует не только на европартнёров, но и на Соединённые Штаты. За первые 10 месяцев 2018 года профицит торговли Германии и США составил $56.5 миллиарда в пользу немцев, что на 8.2% выше, чем за тот же период прошлого года. И это несмотря на новые американские торговые тарифы, которые частично затронули немецкий экспорт.

Во-вторых, на ЕС в целом приходится почти четверть американского экспорта (порядка $400 миллиардов). В связи с этим Иванович призывает власти США «внимательнее присмотреться к той торговой политике, которая создаёт проблемы» на столь важном для США рынке, имея в виду эгоистичную политику немцев, которые замыкают на себя и высасывают ресурсы и финансы из других стран ЕС. По словам Ивановича, «множество рабочих мест и доходов в США связаны с правильно сбалансированной и ориентированной на рост внутриевропейской экономической и торговой политикой».

Как видно, в американских СМИ уже начинают вбрасывать тему про то, что «Германия слишком хорошо живёт, слишком много экспортирует, и вообще не хочет делиться, а значит надо её заставить». Это должно сильно беспокоить Берлин. Если американские элиты придут к консенсусу, что Германию «надо раскулачить», то перспективы у Германии будут совсем невесёлые.

Методы, которыми США стараются «выправить торговый баланс», прекрасно видны сейчас на примере американской торговой войны с Китаем. Германия будет крайне уязвима к такому давлению.

Вполне вероятно, что Меркель понимает весь негатив, который ждёт Германию в недалёком будущем, и поэтому она заранее подготовила свой уход и заранее поставила «наследницу» в руководство партии, чтобы снять с себя ответственность за будущий кризис.