Черногория – маленькая, чрезвычайно красивая балканская страна, которую несложно посетить, так как россиянам виза не требуется. Страна граничит с Хорватией (сюда без шенгенской визы не попасть), Боснией и Герцеговиной, Сербией (с непризнанным Косово) и Албанией.
Когда самолет идет на посадку в Тивате, взору открываются горы, покрытые зелеными лесами, как в фильмах про дикую природу Амазонии. Аэропорт представляет собой ангар со взлеткой. С самолета топают пешком.
Как дела обстоят с общественным транспортом – не знаю, так как взяли машину напрокат. Знаю только, что такси по вызову в разы дешевле цен местных бомбил, массово толкущихся в аэропорту и возле него.
Нам дали почти новую машину с залогом 100 евро и полной страховкой, и мы отправились в путь по Черногории, Боснии и Герцеговине и Сербии.
Сначала мы остановились в Тивате, в гостинице недалеко от паромной переправы, так как дальше планировалось ехать в Боснию.
В первый день мы посетили Будву.
А по пути заехали в руины какой-то древней крепости, за которой никто не следит, в связи с чем она благополучно разрушается.
И, как потом выяснилось, ее еще и облюбовали цыгане, и нам повезло, что мы столкнулись там не с ними, а только с черепашками, гуляющими по дороге.
В Будве, в основном, слышна только русская речь, ведь, наверное, добрую половину города давно скупили россияне. Но это было четыре года назад. Возможно сейчас там уже все по-китайски.
Затем мы доехали до Ловчена к мавзолею Негоша (правителя Черногории и, по совместительству, поэта), но в тот день был сильный туман, поэтому на обзорную площадку решили забраться попозже, в какой-нибудь другой день.
Следующим утром собирались прокатиться до южных городов Черногории и проехать вдоль Скадарского озера. Добрались до города Бар в котором сохранилась историческая часть – Старый Бар, с древними акведуками.
Из Бара, кстати, ходит паром в итальянский Бари, в сентябре этого года принимавший чемпионат мира по волейболу.
И вот мы отправились к Скадарскому озеру, путь шел по горам, дорога была ровная, и никаких проблем не предвиделось. Впереди уже был виден поворот к озеру и радиолокационные вышки на границе с Албанией.
И тут, доли секунды: вижу посередине дороги камень, но мозг не придал этому значения, ведь в России у нас машины обычно выше, и мы спокойно пропускаем такие камни между колес. Еще пара секунд, наезжаем на камень, слышим скрежет. Останавливаемся, чтобы посмотреть – все, приехали, камень пропорол масляный поддон двигателя, и все масло вытекло на дорогу.
Скатились на обочину и стали думать, что делать.
Камень, конечно, с дороги убрали, чтоб другим повезло больше.
У нас была местная симка, но, помню, что-то с ней было не так. То ли она работала только на интернет, то ли телефон сел, то ли деньги кончились. Спасибо, многие черногорцы – отзывчивые люди. Машин на той дороге мало, но почти сразу один остановился и позвонил со своего телефона тем, у кого мы брали машину напрокат, объяснил, где мы сломались. И мы стали ждать эвакуатор. Русским тоже спасибо, остановились, спросили, чем помочь, предложили теплые вещи.
На камень мы налетели примерно в 6 вечера, а эвакуатор прождали часов до 9-10 вечера. Контора оказалась так себе, машин у них не оказалось свободных, поэтому они нам даже замену не пригнали, а отвезли нас сами до Тивата.
Причем еще потом выяснилось, что при таком, хоть и страховом, случае залог они оставляют себе. Я попросила хотя бы документы для страховой (у меня была застрахована гражданская ответственность), что они удержали залог, обещали привезти в аэропорт, когда будем сдавать машину, но так и не привезли.
А человек, занимавшийся этим прокатным бизнесом в Черногории, был еще и мой абсолютный земляк – из новосибирского Академгородка, а вот все равно так не очень хорошо поступил.
За время, пока мы ждали, я-таки сходила за поворот и сфотографировала Скадарское озеро.
И потом еще на закате:
Внизу была видна албанская территория:
Да и население Черногории в этой части страны – мусульманское, и когда начало темнеть мы слушали пение муллы, когда он призывал на намаз.
P.S. На следующий день машину нам пригнали только к обеду, в связи с чем, к сожалению, сбился весь график нашего путешествия, и везде приходилось торопиться.