Бывает, что в какой-то области складывается удачный формат дизайна, который все воспроизводят. Скажем, страницы с результатами поиска во всех поисковых системах похожи друг на друга как две капли воды. И это вполне естественно.
Тем интереснее, когда кому-то удаётся сделать хороший продукт, не следуя привычному формату. Обычно такие истории остаются нишевыми, но за ними всё равно интересно наблюдать.
Скажем, есть такой поисковик авиабилетов — hipmunk.com. Он был запущен в 2010, куплен компанией SAP Concur в 2016-м, и до сих пор работает. Результаты поиска в hipmunk показаны в виде графика продолжительности сегментов полёта и пересадок:
Результаты по умолчанию упорядочены не по цене, не по продолжительности, не по количеству пересадок, а по агонии — это специальная метрика, придуманная hipmunk, которая комбинирует всё вышеперечисленное.
На первый взгляд такая инфографика может выглядеть слишком замороченно, но в ней не так уж сложно разобраться. С тех пор, как впервые услышал про hipmunk (от Ильи Сегаловича ещё), он остаётся для меня самым наглядным и удобным способом поиска рейсов. Хотя и допускаю, что это моя странность, а для нормальных людей лучше обычные поисковики вроде kayak, aviasales или skyscanner, которые все выглядят очень похоже друг на друга.
Или вот Quartz — новостной сайт, который и сам по себе выглядит довольно необычно. Их приложение, которое недавно переименовали в Quartz Brief, доставляет новости в интерфейсе чата:
Тебе их как будто бы рассказывает некий собеседник, приправляя картинками и гифками, а ты можешь реагировать с помощью эмодзи и решать, читать ли подробнее или переключаться на следующую новость.
Или ещё пример, сайт с прогнозом погоды ventusky.com. Насколько мне известно, они в 2016 первыми смогли сделать действительно эффектную анимированную визуализацию ветров, облаков, волн и всего остального. Сайт, на котором можно буквально видеть погоду, рассмотреть во всех подробностях, как движутся циклоны и фронты:
Опять же, это не похоже на прогноз погоды для нормальных людей, и наверняка будет неудобно большинству, но мне очень нравится, пользуюсь с удовольствием.
Почему это всё интересно?
С одной стороны, чтобы сделать хороший продукт, следовать устоявшемуся формату вовсе не обязательно. Странная дичь иногда вдруг тоже срабатывает. Но при этом, как правило, остаётся развлечением для горстки фанатов. Если вы хотите делать продукт для миллионов, привычный формат — ваш выбор.
С другой стороны, именно из таких экспериментов появляются идеи, которые потом вполне успешно внедряются и в массовых продуктах. Популярные форматы тоже не из воздуха появляются.
А у вас есть любимые примеры странных продуктов, сделанных не по формату?
* * *
Об авторе: Константин Горский работает дизайн-менеджером в Intercom. В прошлом — дизайн-директор Яндекса.
Этот пост был изначально опубликован в Телеграм-канале Design & Productivity.