Последний месяц благодаря "Гаражу" и Некрасовке окружила себя книгами на схожие темы. Что такое искусство, чем оно отличается от дизайна, как функционирует арт-рынок и как себя в рамках него вести, что значит быть художником вообще и как быть художником-преподавателем в частности.
Из трех рецензий получился лонгрид.
Изабель Грав «Высокая цена. Искусство между рынком и культурой знаменитости»
Исходя из названия, я думала получить руководство по тому, как успешно продаваться и набить себе цену. Ведь в краткой рецензии на самой книге упоминалось что-то про разбор полетов над Уорхолом и прочими капиталистами. Понимая также, что книга издательства Ad Marginem потенциально должна быть более сложной, я ожидала кроме того – анализа функционирования арт-рынка вообще, желательно с обозначением опорных пунктов, на которых в этот мусоровоз можно влететь.
Однако текст в целом имеет повышенный градус критического отношения к каким бы то ни было предустановленным истинам. И если про символическую стоимость (а точнее бесценность) искусства и сказано несколько слов, книга совсем не о том, и запомнилась прежде всего размышлениями такого ряда:
- Художник – современная профессия мечты, потому что ее образ содержит в себе главную ценность мира эпохи неолиберализма: ценность свободы самовыражения. Так было не всегда, раньше художники голодали, помните? Они и сейчас голодают, но…
- Текущая культура требует от нас того, чтобы мы всегда были счастливыми. Требует при этом не авторитарно, а более изощренно: постулируя модель красивого, здорового, активного и человека как успешного и способного таким образом достичь счастья. Про голодающих художников нам просто не рассказывают.
- Счастье в таких условиях становится разделяемой всеми ценностью. Но так было не всегда. И так БУДЕТ не всегда. То, что мы понимаем за наконец постигнутую истину – просто очередная.
В общем, благоприятно отрезвляет.
__________________________________________________________________________________________
Вилем Флюссер «О положении вещей. Малая философия дизайна»
Книга пришла ко мне через ридинг-группу Гаража «Дизайн и искусство: между утилитарным объектом и культурным знаком», на которую я записалась, чтобы разобраться в том, что же все-таки такое искусство, и когда оно точно не дизайн.
Флюссер шутник знатный, орудующий словом в лучших традициях занимательной филологии, так что может и скромное слово «малая» в заглавии просто шуточка. Философия там при должном отношении великая в своем действии на повседневный взгляд на вещи.
Например, слово «дизайн» разбирается Флюссером в аналогии со словами-родственниками: «механика», «техника», «артикуляция», «искусство», а лежащее в корне каждого из этих слов значение приводит к единому знаменателю – всё это хитрые уловки, созданные человеком, чтобы обмануть природу: от «механики» – маг, от искусства – артист, от техники – механический рычаг (первое, на взгляд автора, изделие дизайна в истории человечества).
А, например, слово «предмет» – происходит от латинского objectum, что переводится как «брошенное перед» и состоя, грубо говоря, из приставки «пред» как «перед» и корня «мет» от слова «метать» («бросать») – означает вещь, неожиданно встающую перед человеком, как брошенная из ниоткуда, с которой он дальше должен разобраться, что делать. Тут и начинается дизайн.
__________________________________________________________________________________________
Джеймс Элкинс «Почему нельзя научить искусству»
Знака вопроса в заглавии не ставится, а значит вся книжка посвящена тому, что искусству научить нельзя. Я с этим очень рада, но интересно все-таки почитать, почему. Оказалось, что книга посвящена истории художественных учебных заведений, сравнительно узкой области обучения искусству именно в них и добрую половину – практике критического разбора и ее критике.
Помимо того, что книгу просто увлекательно читать как легкие исторические записки с пикантным анализом практики рисования обнаженной натуры, заставил поразмышлять приведенный автором список искусств, которым точно нигде не научат. Имея в виду, что писалась книга в 2000 году, и ситуация могла поменяться – любопытно было подсчитать, что 5 из 9 пунктов характеризующих то, чему некуда идти учиться, подошли под определение того, чем как раз хочется заниматься:
- искусство требующее знания традиционных техник;
- стили, требующие наивности;
- искусство, нуждающееся в экстенсивном контакте с нехудожественной информацией;
- несерьезное искусство;
- работа с необычными материалами;
Закончу цитатой:
«Каждое поколение считало, что первым заметило исчезновение искусных ремесленников и первым догадалось, что причиной тому индустриализация»