Найти тему
Живопись

Художник Александр Бенуа: Версальские истории

Однажды, за четыре года до начала XX века, Александр Николаевич Бенуа вместе с друзьями (среди которых были Леон Бакст и Константин Сомов) решили покорить Европу. Мир посмотреть, да и себя показать. Путешествие, надо сказать, вышло весьма плодотворным, но об этом расскажем немного позже.

К. Сомов, "Влюбленный Арлекин", 1912
К. Сомов, "Влюбленный Арлекин", 1912

Надо признаться, что на тот момент времени, давний друг по гимназии Александра Бенуа Константин Сомов был самым высокооплачиваемым художником России, да и - по слухам - отличался нетрадиционными взглядами на дружбу с мужеским полом.

К. Сомов, "Любовная сцена в саду", 1918
К. Сомов, "Любовная сцена в саду", 1918

В живописи этот художник оставил след разработкой собственного стиля в портрете и изящном пейзаже.

К. Сомов, "Арлекин и дама", 1921
К. Сомов, "Арлекин и дама", 1921

Изображение маскарадов, фонтанов в цветах, статуй,"мушек" и дорогих платьев, мир рококо требовал другой техники воспроизведения: бледной гуаши, прозрачной пастели и тонких акварелей.

К. Сомов, "Леди у бассейна", 1896
К. Сомов, "Леди у бассейна", 1896

Так вот, первым делом наша компания решила заехать в город Париж. Бенуа мечтал о знакомстве с местными представителями академического искусства, однако, при встрече был ими быстро разочарован. Оставив эту затею, художник решает искать себя, прорубая акварельным штрихом путь к вершинам творчества. Во многом поиски его стиля определяет и культура Франции. Посещая Лувр, Александр Николаевич знакомиться с полотнами Камиля Коро и Оноре Домье. Они помогают сформировать более полное представление автора об атмосфере французских вечеров и оставляют неизгладимый след восторга в его душе.

А.Бенуа,"Портрет мужчины в шляпе"
А.Бенуа,"Портрет мужчины в шляпе"

Помимо именитых и авторитетных авторов, Бенуа вплотную знакомиться и с "радикальными экстремистами", импрессионистами на выставке современного искусства. Негласное прозвище "Саша Акварель" Александр Николаевич получает именно в кругу новых собратьев по кисти, с творчеством которых находит много общего и созвучного с ним, но и здесь он остается недоволен. Ему не нравится тот скрытый смысл, который спрятан на полотнах. По тем же причинам Бенуа не видит вдохновения и в символистах. Почти потеряв надежду, Александр Николаевич обращает свое внимание ко французской архитектуре. Вдоволь нагулявшись по тесным улочкам и кабачкам Парижа, маэстро едет в Версаль, и влюбляется в эту королевскую деревушку.

А.Бенуа, "Последняя прогулка короля", 1906
А.Бенуа, "Последняя прогулка короля", 1906

В тот момент его охватило чувство дежавю, он словно «когда - то это переживал». Ощущение заката величавой культуры было чрезвычайно созвучно путешествию художника.

А.Бенуа, "Версаль. Сад Трианона",1906
А.Бенуа, "Версаль. Сад Трианона",1906

Больше всего его поразил грандиозный дворец, который являлся настоящим памятником классицизма.

Подписывайтесь на канал, этим Вы помогаете его развитию.
Подписывайтесь на канал, этим Вы помогаете его развитию.

Позже, впечатления Бенуа переродятся в крупный альбом акварельных изысков, которые мастер назовет весьма лаконично – «Версаль», в них встречается чуть удрученная, но все же выдающаяся личность Людовика XIV, Короля - Солнце.

А. Н. Бенуа. «Фантазия на версальскую тему». 1906
А. Н. Бенуа. «Фантазия на версальскую тему». 1906
А.Бенуа, "Версаль. У Курциуса". 1897
А.Бенуа, "Версаль. У Курциуса". 1897
А.Бенуа,"Оранжерея". 1906
А.Бенуа,"Оранжерея". 1906
А.Бенуа,«Версаль. Прогулка короля», 1897
А.Бенуа,«Версаль. Прогулка короля», 1897
-13