Традиционно родиной кофейного дерева считают Эфиопию, однако, во всём остальном мире этот напиток стал популярен благодаря йеменской торговле. Известный сорт кофе мокка получил своё название от йеменского порта Моха на Красном море. С XV по XVII века отсюда вывозился лучший кофе во все части мира, где уже оценили этот прекрасный напиток. Арабам долго удавалось держать кофейную монополию, продавая только высушенный на солнце напиток, пока в середине XVII в. несколько свежих кофейных зёрен не были тайно вывезены в Индию. С тех пор монополия пропала, голландцы основали кофейные плантации на Яве и Суматре, центром кофейной торговли стал Амстердам, а Моха потеряла былое значение и постепенно была занесена песком. В прямом смысле.
Знаменитая Моха и до войны выглядела так.
Или так.
Сейчас в Йемене кофе даже в ресторане не закажешь. Не потому, что больше не растёт, а потому что никто не пьёт. Местные вместо кофе пьют кышр — напиток из кофейной шелухи. То есть из отходов кофейного производства. Ну или мы пьём напиток из отходов кышра, смотря с какой стороны смотреть.
Заваривается он просто как чай, иногда в напиток добавляют специи. Так кышр нам сервировали в ресторане — в чайнике на углях, с имбирём и огромным количеством сахара.
На протяжении всего ХХ века и так немногочисленные плантации кофейных деревьев в Йемене стремительно съедал кат. Подходящих почв для произрастания этих двух культур в Йемене не так много — и кат, и кофейные деревья растут тут на высоте около 1000-1500 м, там не так жарко и достаточно воды. Кофейные зёрна надо продать туристам или отправить за границу любителям, а у ката всегда обширный и устойчивый местный рынок сбыта. В условиях войны и выбирать не приходится.
Нам же остаётся только благодарить древних йеменцев за нашу утреннюю традицию пробуждения.