10 декабря 2018
CNN в Париже сообщает, что Эммануэль Макрон, который на волне популярности занял место президента полтора года назад, сейчас столкнулся с величайшим испытанием - национальным протестом против повышения налогов и лишения прав бедных.
В понедельник вечером в попытке сохранить место Макрон выступил перед народом. Хотя они требовали значительных реформ, его речь не содержала никаких радикальных изменений, которые могли бы спасти его неустойчивое положение.
Вместо этого Макрон выдал список небольших финансовых реформ: слабое повышение минимальной заработной платы (на 100 евро), отмена некоторых увеличенных налогов пенсионерам с доходом менее 2000 евро в месяц, не облагаемые налогами премии работников под конец года.
Но все это переливание из пустого в порожнее - он отказался пересмотреть налог на доход, который существует уже почти 40 лет. Этот отказ набил уже оскомину протестующим - Макрона прозвали "президентом богачей" - и выгнал их на улицу, чему Макрон призвал противостоять и положить этому конец любой ценой.
По иронии судьбы корни движения желтых жилетов те же, что и у сторонников Дональда Трампа - мощное и растущее чувство лишения прав и борьба рабочего класса. Пять лет прошло после социалистического президента Франсуа Олланда, которого выставили с поста одной только популярностью, и надежда была на то, что законное изменение власти приведет к улучшению жизни. Естественно, этого не произошло. Противостояние Трампу выражается в основном символически на митингах, в то время как во Франции традиционно несогласные выходят на улицы.
По сообщениям французской сети радио Франс Инфо, "Корни растут из истории народных восстаний" во Франции. И в этом нет сомнений, особенно для тех, кто видел революции 1968 года, которые чуть не стоили власти Шарлю де Голлю, и что протестующих уводят прямо от дверей Национальной ассамблеи. В каждом случае президент реагировал строго и ловко - и был уважаем своим народом - что сохраняло мир в стране.
В понедельник вечером Макрон ловко избежал роспуска парламента и начала новых выборов. Согласись он на это, оказался бы на весь первый срок своего правления в опасности получить в парламенте одну или две превосходящие противостоящие партии - что французы метафорично называют "сожительством". Это означает, что Макрон будет сидеть в Елисеевском дворце один одинешенек и относительно без власти, с бесконтрольной оппозицией в правительстве, что кружится вокруг него и рвет в клочья его представления о трансформации французского сообщества и лидировании в Европе в ближайшем будущем.
Однако речь Макрона была короткой. Ему нужны были простые, понятные и конкретные меры - и он предоставил несколько.
Цена протестов уже огромна, почти катастрофична. Протесты случились в пик сезона праздничных покупок, прошедший месяц восстаний обошелся продавцам в 1.1 миллиард евро, распугав и толпы туристов. Некоторые наиболее престижные французские магазины и роскошные витрины - даже Диор на ультра шикарной авеню Монтень - были закрыты фанерными досками во избежание повреждений и хищений. Крупнейшие магазины в стране - Galeries Lafayette и Printemps - полностью закрылись в субботу, как и ключевые достопримечательности вроде Эйфелевой башни и Лувра.
У проблем Макрона несколько источников, и отчасти поэтому их нелегко решить. Во-первых, восстание началось в провинции, а затем перекинулось на французские города. В отличие от предыдущих волнений, провинции Франции собрали мощнейшие силы и быстро добрались до городов - подключили страницы на Фейсбуке (которые теперь обвиняют в потворстве русским агентам), и использовали скоростную железную дорогу, чтобы доставить протестующих в Париж из самых отдаленных областей быстро и дешево.
К сожалению, к обычному возмущению против топливных налогов прибавились жалобы на экономическую разницу между богатыми горожанами и бедными в своей массе областями. Однако такой разрыв не сократить одним росчерком ручки. И многие из видимых мер Макрона, на которые жалуются протестующие, направлены именно на это, но рассчитаны на года, а не на дни и недели.
Одной из таких мер стал налог на богатство, что выглядело как потворство давнему другу Макрона банкиру Ротшильду.
Но Макрон направлял эти меры на привлечение банкиров Лондона, когда Великобритания покинет Европейский союз, что увеличит количество высокооплачиваемых рабочих мест и расширит налоговую базу, тем не менее это займет годы. Однако желтые жилеты видят лишь сегодняшние выгоды тех, кто владеет и покровительствует парижским магазинам, которые они грабят.
И недовольство протестующих становится все заметнее день ото дня - на стенах и улицах Парижа. На станции метро на Площади Согласия черным перманентным маркером на кипельно белой стене написано "Макрон - скотина", а на стене соседнего отеля Westin напротив сада Тюильри просто и понятно "Макрона в отставку".
На прошлой неделе Макрон предпринял некоторые полумеры. Сначала, полугодовая отсрочка повышения топливного налога. Ни к чему хорошему не привело. Так что на следующий день он полностью отменил налог. За этим последовала адская суббота с более тысячи арестованных, слезоточивым газом и водяными пушками по всему Парижу.
Сейчас Франция просто ждет - в субботу грядет следующее испытание, когда движение отсчитает уже пятую неделю. Вопрос в том, прогнется ли Макрон под волю улиц или он будет придерживаться курса в надежде продержаться достаточно долго, чтобы его реформы принесли плоды и подняли уровень жизни во Франции, как он и обещал.