Знаете, чем увольнение сотрудника в западной компании отличается от такового в отечественной компании? Поясняю на примерах.
В западных компаниях решение об увольнении никогда не принимается единолично. Помимо руководителя сотрудника в него вовлечены как минимум руководитель руководителя и эйчар. Всегда понятно, в чём именно состоит вина сотрудника. Она может быть реальной или мнимой, увольнение может быть соразмерным или несоразмерным, но официальное обвинение предъявляется всегда. Как правило, сотрудника какое-то время пытаются наставить на путь истинный: делают устные и письменные предупреждения, составляют план улучшения работы ("performance improvement plan") и производят иные ритуальные телодвижения.
При увольнении стараются договориться полюбовно и соблюсти букву закона. Нередка практика увольнения по соглашению сторон с выплатой оговоренной компенсации, обычно в пределах нескольких окладов.
КСТАТИ: В случае увольнения топ-менеджеров такая компенсация называется "золотым парашютом" и может иногда достигать астрономических величин))
В общем, как правило, всё происходит в правовом поле и достаточно цивилизованно.
Всю жизнь работаю в западных компаниях и не раз видел и осуществлял на практике вышеописанное. Причём, работая менеджером по трудовым отношениям, я никогда не вовлекался в случаи увольнения обычных сотрудников. Те люди, которые работали себе работали, а потом что-то пошло не так и руководитель поставил вопрос об увольнении, были лишены счастья общения со мной. Моими клиентами были сотрудники совсем другого склада - сознательно обострявшие конфликт с администрацией и не выбиравшие средств. На больших производствах в несколько тысяч человек таких бунтарей хватало. Но те люди знали, на что шли, и мы встречались на поле боя с оружием в руках. В конце статьи есть несколько ссылок на самые яркие случаи.
А теперь лишь один эпизод из отечественной компании, где у меня тоже была возможность недавно поработать. Был там коммерческий директор, отвечавший за продажи по всему СНГ. И была в Белоруссии сотрудница Ирина, отвечавшая за лицензирование продукции (речь о фарме). Сижу я как-то раз, не шалю, никого не трогаю, починяю примус, как вдруг звонит этот самый директор и гробовым голосом сообщает, что Ирину надо срочно уволить! На мой вопрос о причинах такой спешки было сказано, что она совершила проступок настолько страшный и настолько затрагивающий интересы компании, что об этом даже вслух говорить нельзя. Нормально, да?
Совсем как у Лермонтова удалой купец Калашников отвечал: "А за что, про что - не скажу тебе, скажу только богу единому".
Пытался через своё руководство внести ясность, но и тут всё глухо. Ситуация - глупее не придумаешь: надо уволить сотрудника, а за что - неизвестно. Тут даже непонятно, как разговор-то начинать. "Знаете, мы хотим вас уволить, но за что - вам знать не полагается". По всему выходило, что надо мне тащиться из Москвы в Минск и там на месте позориться. Я, однако, решил, что если уж позориться, то лучше на своём поле, а потому организовал с Ириной скайп.
Подумал, что стоит подвести ситуацию под сокращение штата и договориться об увольнении по соглашению сторон с выплатой 3 окладов. По сокращению штата обычно столько и выходит - предупреждение о сокращении за 2 месяца (2 оклада уже есть, получается), плюс выходное пособие - еще один оклад. Так и поступил, сразу выложив карты на стол, хотя и имел инструкции торговаться. Переговоры прошли быстро и завершились успешно. Осадок от той истории остался навсегда (в отличие от историй, ссылки на которые размещены ниже), и буквально через полгода я и сам оттуда ушёл. А у Ирины, насколько мне известно, всё сложилось хорошо.
Обещанные яркие трудовые конфликты из моей собственной практики:
Ставь лайк и подписывайся, чтоб ничего не пропустить!
КадроДел – мой авторский сайт о трудовых отношениях.