У редакции «Монтессори.Дети» спросили:
— У меня двое детей. Невооружённым глазом видно, что они очень разные. У старшей хорошо развита слуховая память и ей в радость заниматься в языковой зоне, зоне повседневных навыков, в зоне культуры. Математическая и сенсорная даются труднее. Нужно ли направлять больше усилий на то, чтоб развить трудные для неё разделы? Или, несмотря на то, что в языковой зоне она преуспевает намного больше, уделять внимания этим зонам в одинаковой мере? В «любимых» разделах новые знания даются ей легко, навыки закрепляются быстро. В нелюбимых она проведёт столько же времени, но навыки будут закрепляться намного медленнее. И то, в нелюбимых она и не захочет столько времени проводить.
У второй дочки, 1,5 года, всё наоборот. Сенсорные пособия и моторика очень развиты (пирамидки, сортеры, пазлы для малышей, кубики, лего), но языковые упражнения совсем мало её интересуют. Сама говорит мало, не интересуется названиями предметов и книжками с картинками.
Так как же правильнее? Давать больше свободы для развития тех навыков, которые интересны ребёнку и даются легко? Или подбирать «ключики» и стремиться заинтересовать тем, что обычно даётся с трудом? И как тогда это делать?
На вопрос о системе обучения детей в школе Монтессори и семье отвечает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:
Если говорить о работе ребёнка именно в зонах класса, то Монтессори-гид постоянно задаёт себе подобные вопросы и отвечает на них в зависимости от текущей ситуации. Часто лучше не навязывать ребёнку наших представлений о том, чем ему следует заниматься сейчас. Более того, это естественно — увлечься чем-то и погрузиться в интересное дело.
Как преодолеть трудности в обучении детей
Бывает, что всё необходимое можно извлечь из того, чем занимаешься. К примеру, упражнения практической жизни содержат в себе огромный потенциал и сенсорного развития, и совершенствования крупной и мелкой моторики. Достаточно поводов даёт УПЖ и для вербальной коммуникации и счёта. В этом случае односторонность занятий вообще кажущаяся.
Иногда, особенно со школьниками, достаточно дождаться случая обратить внимание ученика на то, что в дальнейшем продвижении ему нужны знания или навыки из другой области. Тот, кому нравится считать, рано или поздно захочет записать результат. А тот, кому нравится только писать — примется за числительные. Или захочет провести какое-то исследование в области языка, требующее подсчётов, или наткнётся на текст о математике, которую нужно знать, чтобы понять, что написано.
Со школьником гид может напрямую обсудить, глядя в самоотчёты ребёнка, тот факт, что какое-то направление существенно отстаёт от остальных. Может предложить какой-то материал, который поможет на данном этапе и оптимален по сложности именно этому ученику именно сейчас.
Семья в обучении ребёнка
За тем, что взрослые называют «подбирать ключики», к сожалению, часто скрывается желание навязать детям свою волю или представление о том, какими им быть. Это закамуфлированное благими намерениями, но всё-таки стремление направить ребёнка не по его пути, а по тому, что нам кажется подходящим. Ко всякому своему желанию подсказать, как лучше, взрослому следует относиться с превеликой осторожностью и настороженностью. Прежде чем отвечать на вопрос «Как заинтересовать ребёнка учёбой?», нужно правильно отличать ваши трудности от детских.
В семейном воспитании дидактика редко когда оправдана. Дома ваша задача установить необходимые границы и следить за их соблюдением, передавать всё больше ответственности и делегировать всё больше обязанностей детям. Важно разделять жизни друг друга, создавать семейные традиции, найти интересные для всех способы совместного досуга.
Наблюдайте за детьми, подмечайте их устремления и детали, вызывающие интерес и сосредоточенность. Зона ответственности родителя — сделать разносторонней вашу жизнь вместе и домашнюю обстановку, учесть (насколько возможно) в среде то, что важно для каждого в моменте (а это важное меняется ежедневно и ежечасно). Это гигантская задача, и брать на себя то, чем занимается Монтессори-гид в классе, значит вполсилы исполнять свою основную родительскую роль.
Цель обучения детей
Мы так устроены, что в итоге в области активного и деятельного знания остаётся только то, что интересно и используется в жизни. Учить тому, в чём человек не видит личного смысла — зря тратить время.
Из-за этого парадоксальным образом следование за текущим интересом положительно влияет на широту кругозора. С высоты своего опыта взрослый может и должен проектировать образовательную среду, адекватно отображающую всё многообразие знаний человечества, но не стоит ожидать, что все дети будут одинаково учить себя в ней.
Да, задача педагога — содействовать гармоничному и разностороннему развитию, но не стоит преувеличивать значение планов взрослого на то, что именно составит «корпус знаний» ребёнка. Усилия традиционной школы сфокусированы на том, чтобы диктовать ученикам содержание круга их знаний-умений-навыков, но год за годом выпускники школ оставляют за школьным порогом 90% того, что в них надеялись «вложить». Очевидно, что такой подход к обучению плохо работает, поэтому Монтессори-образование идёт по другому пути.
Когда несколько человек, каждый из которых глубоко знает сферу своих интересов, объединяются для достижения общей цели, их непохожесть становится преимуществом. Значит, умение эффективно сотрудничать важнее мифического всестороннего развития и Монтессори-обучение детей к этому располагает. Как и к тому, чтобы всё время находиться на оптимальной границе трудности — между слишком лёгким и слишком трудным.
Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте
Развивающие игры для детей: учим цвета по Монтессори