Найти тему
Монтессори.Дети

Читаем ребёнку 2 лет: опыт мамы и комментарий Монтессори-педагога

Оглавление

 Нужно ли читать совсем маленьким детям? Если да, не совсем понятно, что заинтересует малыша, который пока даже не научился говорить. Эльвира Устинова, мама двухлетнего Серёжи, дополненный комментарием Монтессори-педагога Анны Федосовой, наглядно демонстрирует, как чтение может стать совместным творческим процессом. Картинки интересных для малыша книг приглашают его к диалогу, помогают познавать мир и общаться с родителями.
Нужно ли читать совсем маленьким детям? Если да, не совсем понятно, что заинтересует малыша, который пока даже не научился говорить. Эльвира Устинова, мама двухлетнего Серёжи, дополненный комментарием Монтессори-педагога Анны Федосовой, наглядно демонстрирует, как чтение может стать совместным творческим процессом. Картинки интересных для малыша книг приглашают его к диалогу, помогают познавать мир и общаться с родителями.

«Куда торопятся машины?» Виктора Бундина

Эта книга появилась в детской библиотеке ещё до того, как я задумывалась о литературе для своего сына с точки зрения методики развития Монтессори. Выбор пал на неё из-за того, что Серёжа очень любит рассматривать транспорт. Меня немного смутило, что текст почти отсутствует. Зато есть красочные панорамы Ленинграда с множеством иллюстраций с мелкими деталями. Я была почти уверена, что сын оценит это издание, и не ошиблась.

Буквально каждый квадратный сантиметр наполнен интересностями. Уже на обложке — иллюстрация, которую хочется долго разглядывать: парк, проезжая часть и много транспорта, которого сейчас не увидишь. Показан Ленинград в разное время года и суток, будни людей различных профессий, как готовят город к праздникам, возводят новостройки и спасают здания от пожара. Всё это многообразие помещается на девяти разворотах. На последнем собраны машины города и каждая подписана. Это книга, по которой можно многое рассказать ребёнку именно по картинкам.

Сыну полюбилась эта книжка, теперь он неохотно слушает текстовые. Он стал брать подобные издания и показывать пальцем на картинки с требованием «Читай!». Это нас с мужем изумляло поначалу, трудно было понять, как читать картинки. Потом, когда ребёнок сам начал рассказывать, что видит, и задавать вопросы о том, чего не знает, стало понятно: слушать не так интересно, как вести диалог со взрослыми на равных. Самая любимая панорама — пожар, летом у бабушки они гуляли рядом с пожарной частью.

-2

«Жил-был Серёжа» Оксаны Стази

Эта книга была выбрана осознанно, когда я уже немного больше узнала о методике развития Монтессори и о том, почему нужно читать детям. Теперь она неотъемлемая часть вечернего ритуала. Сын очень проникся рассказами, просит их пересказывать, когда уже выключили свет и лежим вместе. Он вспоминает сюжеты в похожих бытовых ситуациях — полный эмоциональный отклик. Могу добавить от себя: так как автор — психолог, некоторые описанные решения выручали меня в жизни, когда я не знала, как правильно реагировать на поведение малыша.

«Жил-был Серёжа» повествует о мальчике, его папе и маме, бабушках, дедушках, друзьях, любимых игрушках. Всё окружение помогает ему открывать новое в мире вещей, игрушек, людей, явлений природы. Каждый рассказ завершается заданием. Задания разные: творческие, на внимание, на развитие мелкой моторики, логические — на развитие мышления.

-3

Комментарий Монтессори-педагога Анны Федосовой

Как действительный член «Клуба Любителей Мусоровоза» я свидетельствую: специализированные автомобили прекрасны. Мой класс расположен таким образом, что из окна прихожей мы видим мусоровоз, который забирает бытовые отходы с площадки. Если хотя бы один ребёнок замечает, что машина прибыла, — все отправляются в прихожую наблюдать за работой, и очередное заседание Клуба можно считать открытым. Мне ничего не остаётся, как в качестве знакомства с языком вести прямой репортаж с места событий.

Удачные книги и карточки, наборы вкладышей, посвящённые специализированным типам автотехники, неизменно пользуются у детей популярностью. Удачные, конечно же, те, что реалистичны, информативны, красочны. Панорамные рисунки закономерно любимы детьми, вошедшими в возраст интереса к мелким деталям. Панорамные рисунки автотехники узкого назначения — клубника со сливками на пиршестве духа. Вот зачем книге картинки с подписями — взрослые будут благодарны за подсказки в названиях, дети — за возможность указывать на каждый автомобиль, пока взрослый не устанет называть. Если ребёнку посчастливится завладеть такой книгой в совсем юном возрасте, то, скорее всего, ему будет удобно начать «чтение» именно с этого разворота, где автомобили нарисованы изолированно. Правда, это довольно схематичные рисунки, но тема автомобилей близка маленьким горожанам. Так что будет несложно провести параллели между рисунками и реальными машинами, встречаемыми на прогулке.

Красивые, подробные книги без слов о знакомых малышу областях жизни — замечательны, они приглашают к разговору даже ребёнка, который ещё почти не говорит. Если родитель способен обсудить содержание рисунков просто, понятно, заинтересованно — это создаёт прекрасную ситуацию общения, в которой всё усиливает мотивацию к развитию активного владения речью: и касающаяся жизненного опыта малыша тема, и беседа со значимым взрослым, и множество мелких штрихов и деталей.

Тем родителям, которые волнуются, с какого возраста читать ребёнку, стоит понимать, что спустя какое-то время он будет всё-таки читать сам, просто разглядывая книгу, вспоминая или даже произнося для себя то, что узнал от взрослого.

Книгу «Куда торопятся машины?» написал замечательный художник и иллюстратор. Чувствуется, он знает, что интересно его маленькому сыну. Это случилось много лет назад, но потребности развития у детей с тех пор остались прежними. Да, с точки зрения малыша книга рисует нам несуществующий ныне город Ленинград и мир автомобилей страны, которой больше нет на карте. Но это всё-таки не вымысел, а свидетельство эпохи. Это увлекательное приглашение сравнить машины прошлого и настоящего, присмотреться к миру вокруг себя, попробовать уяснить идею существования прошлого. Кроме того, от содержания удобно оттолкнуться, чтобы поговорить о разных темах — времена года, например.

-4

Что касается «Жил был Серёжа» — это скорее методическое пособие. Намного лучше давать возможность прожить опыт в реальной ситуации, чем выполнять задание из книги. Те же цвета или размеры — можно взять реальные стаканчики, матрёшку, пирамидку, розовую башню и постигать соотношение большего и меньшего, сортировать по цвету кубики, фишки, плашки, ложки, листья и т. д. Манипуляции с предметами всегда сенсорно более разноплановые, чем решение задач в пособии. Как про фильмы часто говорят: книга лучше, так про дидактические пособия для дошкольников почти всегда можно сказать: действия лучше. Однако имеет значение и то, с какого возраста мы начинаем. Вполне можно читать ребёнку старше 2,5—3 лет жизненные истории про мальчика Серёжу и выполнять задания. А лучше воспроизвести аналогичное в какой-нибудь бытовой ситуации.

-5

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте

Стихи взрослых поэтов Серебряного века для детей