У нас спросили:
— Недавно услышала, что в Монтессори ребёнок должен отказаться от груди и перейти на взрослое питание к 12–14 месяцам. Это правда?
На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог (АМИ 0–3):
— Не совсем. Официальная позиция Международной Ассоциации Монтессори (АМИ) — родитель должен своевременно обеспечить малышу возможность освоить питание взрослым способом. Во второй половине первого года жизни дети готовы и очень хотят учиться есть «как большие». Если взрослые позволяют тренироваться, то в начале второго года крохе уже по силам самостоятельно съедать достаточное количество приготовленной пищи, чтобы обойтись без грудного молока. Почему бы тогда и не перейти к этому? Строго говоря, акцент на пользе нового, а не вреде старого.
Что даёт взрослый способ питания?
- Причастность к особой форме культуры. Мы едим по-разному и разное, у нас разные обычаи вежливости за столом, традиции и праздники, связанные с едой. Задача ребёнка — адаптироваться к окружающим его обычаям.
- Возможность специфического общения, в том числе и повод готовить, сервировать стол, убирать вместе или помогать друг другу, ухаживать друг за другом.
- Совершенно иная работа губ, челюстей, языка, горла. Работает иная координация и другие мышцы, которые гораздо ближе к речевым движениям, чем сосание.
- Новый сенсорный опыт, и не только вкусовой.
- Самостоятельная активность. Уже в период прикорма ребёнок может есть сам, что даёт огромный простор для развития крупной и мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
- При условии относительной свободы обращение с пищей и водой позволяет узнать много нового о физике мира вокруг.
- Новые горизонты независимости: я могу, не опасаясь голода, удаляться от матери и подолгу жить отдельной от неё жизнью.
Порция грудного молока на ночь, утром не будет большим препятствием развитию, если на втором году жизни:
- грудное вскармливание продолжается по инициативе ребёнка (а не мамы, которой приятен образ мадонны), и не мешает выходу на новый уровень независимости, поскольку в течение дня малыш не привязан к материнскому присутствию и может поесть без неё;
- взрослая пища играет ведущую роль, и вся гамма жизненных ситуаций, с ней связанных, прочно вошла в жизнь тоддлера;
- непищевые функции уже давно выполняет что-то другое, и грудь — не значимый источник ласки, утешения, общения, успокоения, подготовки ко сну и тому подобного.
Мне попадались на глаза результаты исследования, в которых было видно, что количество иммунных тел в зрелом молоке резко увеличивается. Это больше не основной источник питания, а концентрированное подспорье для организма ребёнка, пока он только начинает перерабатывать внешние ресурсы. Пищеварение — одно из основных направлений работы иммунной системы, и первые годы жизни человек постепенно учится эффективно и безопасно извлекать пользу из пищи.
Но было бы ошибкой думать, что чем дольше малыш получает грудное молоко, тем лучше.
Не нужно быть Фрейдом, чтобы заподозрить что-то инфантильное, нездоровое в том, что взрослый человек питает себя из тела матери. Вопрос в том, когда малыш становится настолько похож на взрослого, что прикладывать его к груди уже странновато.
Официальный ответ Монтессори-педагогики — к началу уверенного хождения дети способны полноценно освоить автономное питание. З. Фрейд выделял на оральную стадию психосексуального развития первые 18 месяцев жизни и предполагал, что сосание и стимуляция ротовой зоны естественна для этого периода.
По моему ощущению, в цивилизованных странах, где не стоит вопрос выживания и голода, завершение зрелого грудного вскармливания между полутора и двумя годами более чем уместно.
Если ребёнок подходит на своих двоих и грамматически верным распространённым предложением просит дать ему грудь, то с завершением ГВ вы явно затянули.
Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте
Эми из «Мидвест Монтессори» о грудном вскармливании и отлучении от груди