Что общего между Влахернским храмом Херсонеса (Севастополь) и Влахернским храмом Константинополя (Стамбул)?
Оба храма уникальны уже тем, что они были весьма почитаемы с момента воздвижения. Один был сооружен в Константинополе с помещение в нем иконы Божьей Матери "Одигитрия", позже именованной "Влахернская" (а значит именовался по названию храма и местности.
Второй же тоже считается и по сей день святым местом и находится в Херсонесе, называясь Загородным или храмом Херсонесского некрополя святых, но более известным как храм Влахернской Божьей Матери.
Все публикации журнала "Места Силы & Крым" (2019-2018) Подписывайтесь и на журнал "Мастерская чудес"
Других храмов Влахернской Божьей Матери в мире не существует. Хотя, нет, существует еще два, находящихся в Грузии - Бедийский собор, построенный в X ст. и Собор Влахернской Божьей Матери, построенный в 1825 году.
Примечательно, что три из четырех храмов - крестообразной постройки. Каким был Константинопольский - не известно. От него не сохранилось
Но не о них сейчас речь, а о том, какое место в православии занимали Константинопольский и Херсонесский храмы. Что же общего между этим двумя храмами и в чем их различие, чем они интересны?
Влахернский храм Богородицы (Константинополь)
Считается, что храм Богородицы в Влахернах (Константинополь) был построен в 451 году Пульхерией Августой (399-453), а с 474 году при императоре Льве Великом в этом храме хранился мафорий (омафор) Пресвятой Богородицы, привезенный со Святой Земли (Иерусалима), а с 511 года уже велись службы, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы. Но так ли это?
В этом храме происходили многие чудеса покровительства (слово имеет корень - покрОв) Пресвятой Богородицы. Храм разрушен в XV в. и в 1867 году на выкупленном у турок участке греками построен новый храм. Описание нового храма здесь...
Есть расхождения в истории. И связаны они с появлением образа Пресвятой Богородицы, впоследствии названном "Влахернским". Образ этот в 439 году по велению императора Льва Великого доставили в Константинополь и именно для этого образа был построен Влахернский храм, в котором позже находилась риза (покров) Пресвятой Богородицы.
По одним источникам риза была положена в 458, а по другим - в 473 годах. Вообще, установить истинность истории крайне сложно и в ней столько мешанины и путаницы, что если начинаешь внимать во все тонкости и моменты, то понимаешь, что правды ты и вовсе не узнаешь. Но, все же хоть в чем-то разобраться интересно ведь?
Вот только император Лев I Макелла (правил с 457 по 474) не строил храм и вообще был жестоким правителем. А Лев IV Мудрый (которого и звали Великим и Философом) жил с 886 по 912 годы, в IX столетии.
Название ВлахЕрны (греч. Βλαχέρναι) возникло по одной из версий от имени скифского вождя Влаха, убитого там. Когда это произошло - не известно, но Влах, Валах, Валах, Волос или Велес - это все одно и то же прозвище. Пока просто оставим в памяти связь с Велесом и скифами...
Если Влах был убит в предместье Константинополя и его именем назван была местность, что это должно было быть не простое событие. Был бы он врагом Константинополя - название не появилось бы, так как именуют в честь победителя, а не в честь павшего и побежденного. Значит он имел какое-то весомое значение для греков или жителей той местности.
А что, если название Влахерны было перенесено из другой местности, где действительно мог быть убит (или похоронен) скифский вождь и место это было бы тоже знаменитым и особым, что бы им наименовать вновь построенный храм?
Икона была привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Уже и храма не существовало, а икона была известна как чудотворная. Сейчас она находится в Третьяковской галерее, где так же находится и список с неё.
Загородный храм Влахернской Божьей Матери (Херсонес)
А теперь настал момент вспомнить о храме Влахернской Божьей Матери, построенном в V ст. на некрополе Херсонеса. Это весьма необычный храм, отличающийся уже тем, что он крестообразный и алтарь храма находился по центру, а не в восточной апсиде.
Известен храм был много столетий как место, в котором находились мощи святых, на поклон к которым приезжали паломники вплоть до 20-х годов XX ст.
Некрополь - место захоронения именитых людей Херсонеса. А что, если Влахерна (как место захоронения скифского князя Влаха) находится именно под Херсонесом?..
Некрополь называли "некрополем святых", так как там были склепы в безчисленном количестве, где хранились мощи святых, среди которых упоминается и святой Мартин Исповедник, папа Римский (649-653).
Он был приговорен к смертной казни по ложному доносу за измену императору, но помилован и в марте 655 года сослан в Херсонес, где мученически скончался 15 сентября 655 года.
Был положен в "некрополе святых" - "в прекрасном доме Девы Марии, именуемой Влахернской, за стенами, на расстоянии стадия от благословенного города Херсона". Позднее мощи папы Мартина I Исповедника вывезли из Херсонеса в Рим. Там они и хранятся в церкви Св. Мартина на Холмах.
К мощам святого стекалось огромное количество желавших исцеления. И приходящие находили разрешение своих вопросов в молитве к святому. В храме этом были положены и мощи многих других святых, известных ещё в XIX ст, к которым на поклон приезжали в большом количестве паломники со всей России.
Описание храма Влахернской Божьей Матери в Херсонесе...
К сожалению, память об этом не сохранилась, остались только фото того периода, на которых запечатлен этот храм (см. выше). Но то, что храм был очень почитаем, пока его не разрушили окончательно в советское время - это подтверждаемый факт.
Подробно о Херсонесе и его храмах и местах Силы читайте в статьях: "Херсонес. Перезапуск" и "Херсонес. Перезапуск 2.0".
Покров Пресвятой Богородицы
И хотя я знал о существовании и схожести храмов Влахернской Б.М., однако не придавал этому особого значения, пока не попалась на глаза заметка об отношении храмов к Покрову Пресвятой Богородицы, популярному на Руси празднику, отмечаемому 14 октября.
История его появления имеет отношение к Константинопольскому храму Влахернской Б.М. Причем, связан он с тем, что славянские князья Аскольд и Дир приняли христианство и были крещены в Константинополе в 866.
Угрожая городу с моря, они оставались на лодьях и когда была отслужен молебен патриархом Фотием и опущен край ризы Богородицы в морские воды, поднялась буря, которая и потопила часть лодий славян. Так они потерпев поражение, были поражены силой чуда. Возможно и первыми были крещены, так как известно, что они были христиане.
Заметьте, опять скифы-славяне и победа над ними перекликается образом Богородицы и её священной ризой. Но, славяне были и в Херсонесе, только с точностью до наоборот - зашли не с моря, а с суши и одержали победу над греками-херсонеситами. А уже после князь Владимир принял святое крещение в Кафедральном соборе Херсонеса. Но, это иная история и не думаю, что она имеет отношение к нашему исследованию.
По всей вероятности, именно датировка помещения иконы в храме во Влахернах перепутана с в нем покрова (омафора) или ризы Пресвятой Богородицы. Понять теперь это уже весьма сложно, что все таки было положено в том храме, но именно это и сделало его известным на весь мир...
Храмы Богородицы на Руси были всегда посвящены Её Святому Покрову. Но существует христианство и Покров Богородицы в виде Её помощи верующим во Христа, а существует православие и Покров Богородицы, как покров земли снегом. Именно в эту пору и зачастую в этот день выпадает первый снег на Руси. Потому Покровом и зовется праздник.
И если исходить из православного мировозрения, то Мать-Земля и есть сама Пресвятая Богородицы, покрывающая себя священными ризами - очистительным снегом. Кристаллы снега очищают пространство. А это уже повод для других размышлений...
Руслан Стойчев
23.12.2018
Все публикации журнала "Места Силы & Крым" (2019-2018) Подписывайтесь и на журнал "Мастерская чудес"