Мы все видели как вылетают стратегические ракеты из шахт, как уходят с грохотом за облака, а как доставляются эти ракеты до шахты видели только ракетчики. Что за лимузины подвозят столь грозных пассажиров.
Впервые задание на создание платформ для перевозки тяжелых ракет выдали в середине 60х годов. Провели испытание платформы установленной на две гусеничные шасси от танка Т-80, но такую платформу забраковали ракетчики: тряска и ракеты вещь несовместимая. Стало понятно, что нужна не просто тележка, а лимузин для капризного пассажира весом 220 тонн, диаметром 3 метра, длиной 35 метров. Кроме того требовалось этого пассажира сначала погрузить в лимузин, а по прибытию на место достать, поднять вертикально и опустить в шахту.
Основным разработчиком назначили столичное КБ «Мотор». Тягачи поставлял МАЗ. К 80 году автопоезд был готов:
Платформа позволяла транспортировать ракету и выполнять погрузочно-разгрузочные функции. Из 5 осей платформы 4 были ведущими. Привод осуществлялся от встроенных в колеса электродвигателей. Электропитанием обеспечивал генератор тягача МАЗ -537Е. Колесная формула автопоезда 18х16.
Подъем и опускание в шахту осуществлял установщик 15У164
Самый шикарный лимузин был у ракеты РТ-23(для НАТО «Скальпель», а для нас «Молодец»).
Тут уже все 48 колес ведущие. Сзади не просто так едет МАЗ: это тягач-толкач для тяжелых грунтов и подъемов, к тому же он еще обеспечивает дополнительной электроэнергией. Так выглядят колеса этого лимузина:
С появлением тягачей МАЗ-547А необходимость в тягаче-толкаче отпала.
Собственная масса автопоезда 135 тонн, грузоподъемность 125 тонн, максимальная скорость 40км/ч. Двигатель В-38 выдает 650 л.с., всеядный: может работать на дизельной солярке, бензине А-72 и авиационном керосине.
Так выглядит процесс опускания ракеты в шахту: