Найти тему
Helen S.

...Синими бусами, елочка, звени!

Новогодние истории. Часть 3

В этом году я встречаю праздники за тысячи километров от родного дома, но настроения хочется, затеяла ставить елку пораньше. Обычно наряжаю ее в канун католического рождества. Пара часов творческого беспорядка, и "вот она, нарядная, на праздник к нам пришла". Мерцают огоньки, отбрасывая прихотливые загадочные тени на стены и потолок в полутемной комнате, таинственно и искристо посверкивают боками качающиеся игрушки...

Никуда не деться от ностальгии.

Украшать ёлку в детстве всегда было одним из важнейших событий праздников. Доставались с антресолей коробки. Извлекались запчасти, елка собиралась папой - только он знал как что с чем нужно правильно соединить. В большую комнату притаскивали из детской тумбочку, на которую и водружалось дерево. Пока шли все эти манипуляции, мы сидели на полу и разбирали гирлянды - они по какой-то таинственной причине ежегодно были сплетены в клубки так, будто их долго и упорно спутывали каверзные эльфы.

Гирлянды проверялись, одна из них, самая старая, была с последовательным соединением и гасла, если сгорала или лопалась хоть одна лампочка. Надо было найти неисправную и заменить на новую, извлеченную и маленькой коробочки, внутри устланной ватой.

Все зажигалось, и начиналось самое интересное - развешивание игрушек. Сейчас уже и не вспомнить, что там было: много-много шишек, мишек и зеркальных шаров, всех размеров и цветов, разрисованных морозными искрящимися узорами. Какие-то совсем старые и поблекшие - космонавты и ракеты, кукурузные початки и морковки. Домики и птички, сосульки и фонарики. Был еще совсем старинный и нелюбимый набор - блестящие разноцветные лупоглазые рыбки из толстого картона, с выдавленной чешуей, их место было на задних ветках, вместе с невзрачными стеклянными дубовыми листочками в инее. Сейчас иногда встречаю такие наборы игрушек на блошиных рынках - привет из 50-х, уже антиквариат.

Помню, мне всегда хотелось чтобы на елке еще были бусы, как на открытках или в мультиках, но у нас была только одна нитка и не с бусинками, а со звездочками - она обнаружилась как-то в одной из бабушкиных посылок и я берегла ее пуще глаза от мелких бандитов братьев.

Моей самой любимой игрушкой были часы с кукушкой, которые показывали без пяти двенадцать. Увы, в какой-то из праздников они разбились... До сих пор, когда брожу по новогодним игрушечным развалам, именно часики притягивают меня в первую очередь. И, по какой-то необъяснимой причине, у меня так и нет до сих пор ни одного похожего украшения...

Общими усилиями всего семейства (и видимо вопреки излишнему энтузиасту его детской части) игрушки занимали свои места, на макушку надевался шпиль, тумбочку задрапировывали старой красной шторой и забрасывали ватными сугробами. В сугробах лукаво улыбался шикарный ватный дед Мороз в белой шубе - такой немного мягкий на ощупь, покрытый переливающимся стеклянным колким инеем. У него было тонко вылепленное и расписанное фарфоровое лицо, с внимательными синими глазами и румянцем на щеках и носу. Ну и посох, блестящий и явно волшебный, который мы все норовили открутить, но он держал его своей ватной рукавицей мертвой хваткой. Во второй руке у него был узорчатый подарочный мешок; увы когда мы все-таки сумели его распотрошить, ничего интересного в нем не оказалось - вата и конфетти.

Гирлянды вспыхивали разноцветными огоньками, под люстрой кружились, разбрасывая зайчиков по стенам, раскладные фонарики из фольги, похожие на инопланетные летающие тарелки; на шторах шуршала бахрома из мишуры и дождика.

Ближе к заветной ночи под елку складывались апельсины и конфеты, которые просто ссыпались из наших подарков - школьных и с родительских работ - в здоровенную деревянную чашу, вырезанную отцом из чаги (наплыва на стволе лиственницы).

Самих же подарков там как правило не бывало - на такое семейство нужен бы был целый стол под подарочную груду и вообще, их обычно дед Мороз разносил прямо по постелям. Засыпаешь, надеясь дождаться и подсмотреть как бородатый волшебник будет доставать их в потемках из мешка и умудряться не перепутать, но это никогда не удается. Просыпаешься уже утром под запах шоколада и ванили - от праздничного торта с кухни, а у изголовья лежат кучкой пакеты. И пусть в них не всегда то, что хотелось, но, насколько помнится, желания в детстве были неприхотливы и было понимание ситуации - даже волшебники не всемогущи и если в Детском мире полупустые полки, то собственно говоря, какой спрос?

Хотя казалось бы - до резиденции деда Мороза рукой подать - ведь мы за Полярным кругом!

-2