Предисловие
Совершенно недавно мы вышли на связь с Ильей Гоцадзе с крайне интересным предложением и попросили разрешения опубликовать его статьи, с чем он любезно согласился, с этого и стартует наш проект.
Пожелание выполняем и публикуем сегодня первую часть рассказа Ильи из цикла “Мысли вслух о становлении хирурга”
Этот пост мне хотелось бы адресовать моим молодым коллегам, которые хотят быть хирургами. Написал много. Надеюсь быть интересным.
В сегодняшнем посте мне хотелось бы поделиться моими мыслями по поводу того, как расти молодым хирургам в непростых условиях постсоветской реальности. Подтолкнуло меня к написанию этого поста общение с моим киевским другом, по-настоящему талантливым врачом, блестящим молодым хирургом, занимающимся , в основном, патологиями печени и поджелудочной железы, а также абдоминальной онкохирургией Артемом Зелинским. Он рекомендовал мне продолжать и чаще публиковать мои хирургические видео, так как «многие молодые украинские хирурги их смотрят и это для них является хорошим стимулом».
На видео молодой парень, ему 23 года и зовут его Nodo Chkhikvadze. 19 декабря 2013 года , ровно 3 года назад, он, увидев мои операции в интенете, написал сообщение и попросил посмотреть на все в живую. Что может сделать молодой совсем еще “зеленый” парень, если ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ захотеть и целенаправленно работать, вы можете оценить в видео. Самостоятельная радикальная субтотальная резекция желудка с лимфаденэктомией D2, это неплохой уровень для вчерашнего студента. Представленную операцию он сделал сам. Я не мылся. Я смотрел с умным видом в рану. И кайфовал. Кайфовал поругивая… ))) . Я в его возрасте не представлял, как это делать, если честно.
Это не первая его операция и даже не вторая.. Я искренне буду рад в ту минуту, когда почувствую, что он меня перерос и стал сильнее. Ему придется попотеть, чтобы это сделать! Ну а для меня это будет еще одним стимулом не останавливаться на месте.
С декабря 2013 года мы общаемся. Он проявил интерес. Мы начали заниматься. Он много спрашивал, просил давать ему задания, просил научить каким то вещам. Его отношение к делу заслуживало уважения. Не ответить ему взаимностью было почти невозможно. Мы продолжали работать и практически и теоретически. С 5 курса он помогал нам почти на всех операциях.
Последние 1,5 года пропорционально его труду росла и его вовлеченность в хирургический процесс. Практически все последние операции мы делали вместе. В этом году он закончил Институт. От того, чтобы быть хирургом, я его отговорить не смог. ))) Упрямо хочет испортить себе жизнь..
Теперь в том чтобы расти, он ответственен и перед всеми вами. ОН ЗАХОТЕЛ И НАШЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ РАСТИ. В 23 года он знает и умеет очень немало. Но у него очень и очень длинный путь впереди. Много ошибок. Много переживаний. Много препятствий. Он выбрал его сам.
Стать хирургом в нашей реальности очень непросто. Реально, должно сойтись очень много разных звезд, чтобы хирург мог оперировать. Странно звучит, да? «Хирург мог оперировать»…
На самом деле, в плане обучения, ГЛАВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПОКОЛЕБИМОЕ СТРЕМЛЕНИЕ И ЖЕЛАНИЕ самого молодого хирурга к совершенству. Надеюсь, этот пост будет в помощь стремящимся к совершенству коллегам.
Не для кого не секрет, что на Западе система тренинга молодого хирурга намного более совершенна чем в постсоветских странах. Хирургический резидент в США уже за первый год обучения выполняет сотни вмешательств. К концу резидентуры за его плечами уже более тысячи хирургических операций. Далее он отрабатывает навыки уже в Феллоушип по выбранной субспециальности.
В 2009 году я побывал в Sloan Kettering Memorial Cancer Centre в Нью Йорке и своим глазами видел как, на тот момент, «эттендант» Дэвид Финли обучал 25 летнего двухметрового китайского резидента делать верхнюю лобэктомию около 3,5 часов…
У нас все по другому. «У нас оперирует только заведующий», «у нас молодые только пишут истории», «у нас только заведующий и ведущие оперируют радикальные операции, а молодежь кидает обходные анастомозы и кидает стомы»… Это все цитаты из общения с подавляющим количеством моих молодых коллег.
Меня с юных лет раздражала эта постановка вопроса : «а вам ДАЮТ оперировать?». Этот глагол («дают») ассоциируется в современном русском языке несколько с другим.. И применительно к становлению молодого хирурга это слово еще больше раздражает, во всяком случае, меня…
Я попал в ординатуру в РОНЦ имени Н.Н. Блохина в 2002 году и закончил в нем ординатуру и аспирантуру, защитив диссертацию в 2007 году. В отделении, на тот момент, помимо академика Давыдова, у нас активно оперировали 3 блестящих хирурга , профессора Полоцкий Б.Е, Стилиди И.С., и на тот момент к.м.н. Туркин И.Н., за спиной которого был опыт заведования отделением в Пензе. Кроме этого в отделении работали старшие научные сотрудники, научные сотрудники и врачи. Нас, ординаторов, аспирантов и докторантов было около 15 человек. В отделении лежало около 40-45 больных. Мы вели больных то втроем, то вчетвером… Я первый раз встал на крючки 23 октября 2002 года, то есть через 2 месяца с момента начала учебы. Моя конкурентоспособность была нулевой. Я толком не умел вязать узлы и шить кожу. Не говорю уже об анастомозах… Это была реальность.
Мне удалось сразу перед собой расставить приоритеты. Задача была научиться и стать хирургом, а не ныть и думать о разных глупостях. Надо было искать возможности для роста.
Когда ты, молодой парень, смотришь на опытных хирургов, тебе кажется, что эта специальность придет тебе с годами. И придет сама собой. Ты будешь жить, а ХИРУРГИЯ будет впитываться в тебя неосязаемо, но при этом неминуемо.. Как будто кто-то прикоснется к тебе волшебной палочкой и ты из АССИСТЕНТА ПРЕВРАТИШЬСЯ В ХИРУРГА…
Мне часто говорили : «Хирургами становятся после 40. У тебя все еще впереди…». Я и сейчас с этими высказываниями не спорю. Отчасти это так и есть. НО!!!! Эти рекомендации можно трактовать двояко: Первый вариант. Работай много, трудись упорно, оперируй много и со времен ты станешь еще лучше, и в этом тебе поможет накопленный до 40 лет опыт… Либо, второй вариант: Все придет само собой (волшебная палочка), не торопись. Ты неминуемо станешь хирургом после 40. Так устроена жизнь.. В ней такие правила… Во вторую трактовку так легко хочется поверить. И я поверил бы. Если бы не ЧУДО, которое я видел ежедневно.
Мое представление о «40 годах» и «волшебной палочке», и о том, что Хирургия для молодого – это где-то далеко, «за горами», перевернул, в первую очередь, Pavel Kononets. Он на год старше. Мы сидели в одной ординаторской. Он был очень серьезным, сконцентрированным, занятым, очень взрослым.. И мне , по началу, казалось, что он, просто, находится в некой «роли», что он слишком многое навоображал себе …
В начале ноября 2002 года Павел сделал то, что перевернуло мою жизнь. Он отвел меня в морг. И сделал там за один вечер 3 операции, 2 на легком и одну в животе. Сделал так красиво, так уверенно, так академично… Все движения, которые я видел в исполнении наших учителей в операционной были с точностью повторены Пашей на трупе. Я не могу описать это досконально словами. Если быть кратким – это было БЛЕСТЯЩЕ. Оппоненты скажут – на трупе могут все… Это не так. Рекомендую попробовать.
Далее в жизни Паши появилась Елена Александовна Бударина, которая поспособствовала сотне его самостоятельных операций в Вологде. В 24 года он самостоятельно оперировал сложные комбинированные операции в груди и животе с ОТЛИЧНЫМИ результатами. Смотреть, как он оперирует, без заворажения было невозможно. Отточенные движения, академизм, прекрасная техника… Пашу заслуженно заметил Шеф. Он начал оперировать в Онкоценре на Каширке фактически наравне с ведущими специалистами. И к 30 годам за его спиной было около 60 радикальных операций на пищеводе(!!!), десятки гастрэктомий, десятки легочных операций, а в целом несколько сотен больших онкологических вмешательств, а также торакоскопические легочные вмешательства, торакоскопически выделенный пищевод и много чего другого. Замечу, что несостоятельностей не было! Вы можете перепроверить мои слова…И все это в ВЕДУЩЕМ учреждении страны, на глазах у профессоров и академиков, в условиях эксклюзивной конкуренции. Он работал и искал возможности. Возможности находили его. Но все было честно и закономерно! И это стимулировало еще больше!!!
Андрей Рябов, мой еще один наставник, еще один пример для молодых хирургов моего поколения, старше меня на 8 лет. И он тоже был настоящим примером для подражания! Его история тоже уникальна. Он пришел в онкохирургию из сосудистой хирургии и общей хирургии. И стал аспирантом Ивана Сократовича Стилиди уже в 30 лет. Он начал заниматься онкологией с нуля в достаточно зрелом возрасте. Его трудолюбие и преданность специальности, целеустремленность были поводом для подражания. В 36 лет он возглавил детское отделение торкао-абдоминальной онкологии и добился в этой сфере очень серьезных успехов. Далее вернулся во взрослую хирургию. Андрей ходил и работал в морге в том возрасте, когда юношеский энтузиазм биологически должен уже был исчерпан… Но он находил мотивацию и учился, работал очень много… Он прививал в себе сверхделикатность и плавность движений необходимую в детской хирургии, как игру на музыкальном инструменте, будучи уже состоявшимся взрослым хирургом… То что я видел – это был необычайный пример для подражания!
Ежедневный пример работы наших общих учителей во главе с Михаилом Ивановичем, непосредственный пример Паши и Андрея стали для меня огромным стимулом.
Я прошел их путь, в их тени. В морге я выполнил более 1000 (перестал считать и записывать после этого числа) операций с 2003 по 2012 год. Также посчастливилось поработать в Вологде, куда я срывался 3 года подряд летом, были и другие периферийные клиники. Как-то Миша Давыдов сказал, что Михаил Иванович придет посмотреть на твою лобэктомию… С 2007 года уже были и самостоятельные операции в РОНЦ под чутким присмотром старших и ведущих научных сотрудников. Как то Миша Давыдов сказал, что Михаил Иванович придет посмотреть на твою лобэктомию… Шеф пришел. Я с испугу сделал операцию за 50 минут на его глазах..У меня дрожало все, кроме рук. Он сказал: «На твердую тройку»… Это была высшая награда и оценка! В июле 2010 года я сделал свою первую операцию в Тбилиси. Я был в отпуске. Предложили посотрудничать. За очень короткий срок получились 3 радикальные операции на желудке, 2 легких, почка, забрюшинная опухоль… Для меня очень важно было сделать операции там, где работал мой отец. Я так и не успел показать ему, чему я научился. Он так и не увидел меня в деле… Первый опыт оказался положительным. Я стал оперировать в Тбилиси чаще. Буквально «срывался» ради операций.. В 2011 году были операций были уже десятки. Практически все то, что я оперирую сейчас, я оперировал и тогда. Не могу сказать, что это радовало всех многих из окружающих меня коллег… Но и к этому надо быть готовым.. В подобных обстоятельствах друзей найти очень сложно.
У каждого молодого хирурга в нашей реальности своя дорога. Так закалялась моя сталь.
НО У КАЖДОГО ИЗ ВАС СВОЙ ПУТЬ!!!
Но со временем я понял, что ей еще закаляться и закаляться. Эйфория моих первых больших операций в трех полостях, комбинированных вмешательств, непростых реконструкций , а также огромная радость от помощи больным, которым все отказали, а мне и моей команде удавалось их оперировать и ставить на ноги, слава Богу нечасто, но РЕГУЛЯРНО омрачались «хирургическими пощечинами» в виде осложнений, которые отрезвляют и ставят мысли на место, как ничто другое.
И я понял, что надо продолжать учиться. Что остановиться в развитии очень просто. Что зеркало в котором тебе кажется, что ты выглядишь великолепно, может очень просто тебя ввести в заблуждение. Стиснув зубы много работать, терпеть, БЫТЬ САМОКРИТИЧНЫМ – это главное требование Хирургии. И помнить что «ВСЕГДА МОЖНО ЛУЧШЕ»… Это мне постоянно говорил Павел Кононец.
В сети есть лекция Сергея Байдо «Мои Университеты»… Он там говорит так: «Если вы решили, что всему научились в вашей специальности, посмотрите записи ваших последних 10 операций. Они дадут вам пищу для размышлений». Так оно и есть… Мудрее – не придумаешь! Послушайте эту лекцию!!!
С каждым днем количество людей, у которых я учусь, растет. А понимание того, что я знаю и умею очень МАЛО – крепчает. Про многих из моих, уже новых наставниках, все знают. Их имена и фамилии на слуху, а их прекрасный опыт является примером для подражания и целью, которую хочется достигнуть для огромного количества хирургов 250 миллионного региона. Их имя и слава ушла намного дальше постсоветского пространства, а результаты конкурентноспособны на мировом уровне.
УЧИТЕЛЬ НЕ ТОТ , КТО УЧИТ, А ТОТ У КОГО УЧИШЬСЯ ТЫ… Мой отец любил повторять эту фразу. Думаю, что нет универсальной формулы, как научиться. Например, Алексей Карачун смог внедрить в своем отделении командное обучение и перенять Порстмутский опыт. Oleg Vasilev из НИР (Киев) на моих глазах из-за спины наблюдал за молодыми хирургами, оперирующими анатомическую резекцию печени. Михаил Иванович Давыдов, в свое время, по заслугам отметил прогресс совсем молодого Павла и позволил ему в 24-25 лет оперировать в Онкоцентре, а чуть позже оперировать самостоятельно без старших и ведущих сотрудников. Это была не привелегия, а заслуженная оценка прогресса молодого специалиста! В отделении у Саши Киршинa (из Ижевска, он скромный и немедийный, а на самом деле один из выдающихся хирургов, которых я видел в своей жизни) оперируют все хирурги и статистов нет.. Недавно, во время чачапития, Дмитрий Гладышев сказал, что молодежь в его отделении активно оперирует, сам Кирилл Шостка дал зеленый свет на развитие минимально инвазивной хирургии Андрею Павленко в Областном Онкодиспансере. Эти все эти примеры перечисляю для молодых. Ищите тех, кто поможет вам проявить ваши способности! Увидит ваши стремления. Под лежачий камень вода течь не будет!
К чему я все это.. Постсоветское пространство – специфично и система обучения молодого хирурга не так универсализирована, как на Западе. Я часто видел в своей жизни хирургических «феодалов», которые никак не дают развиваться людям вокруг. Они заставляют жить молодых мужчин по их правилам. Им искренне кажется , что если они передадут свой навык младшему, то завтра он его съест и сместит с занимаемой позиции. Если этот хирург является ассом и настоящим знатоком своего дела – это одна ситуация… Но чаще всего за этими запретами скрывается много слабости и комплексов, незнания и неумения.
Никогда не думал писать ничего подобного. Не вправе я кого-то поучать. Подумал, что кому-то , я смогу быть полезен…
Так как же расти молодым хирургам в нашей реальности?
Осмотритесь вокруг! Есть очень много тех у кого можно учиться! Есть много возможностей: книг, видео, живых хирургов к кому можно придти в операционную, есть анатомический театр..Если еще десятки мною не перечисленных возможностей, которые и мне неведомы! Все возможно и все зависит от вас самих. Как бы то ни было, ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВУЮТ,
НО БЕЗ САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ И ОГРОМНОГО ЖЕЛАНИЯ, а также НЕЗАУРЯДНОГО СТРЕМЛЕНИЯ (это очень важно!!!) , мне кажется может не получиться. Стандартных путей вырасти в хирурга не существует!
Эта профессия требует упорства и усилий, умения держать удар и терпеть, быть самокритичным. Это не просто рукоделие. Это рукоделие, исходящее из головы. Не учитесь просто вырезать и сшивать органы, а поймите зачем это нужно. Поймите Концепцию. Я позаимствовал слайд у Алексея Петрова из НИИ Петрова (Петербург).
Это профессия практическая. Жонглер же не может научиться кидать мячики в теории? Ищите возможности реализоваться и вы их найдете, как искали и находили те, кто сейчас оперирует сейчас классно.
Не верьте в то, что существует несправедливость. Если вы будете стараться и работать много, судьба непонятным образом даст вам шанс!
Любите хирургию в себе, а не себя в хирургии!
Самое главное! Найдите достойных Учителей. Если их нет рядом, то они обязательной найдутся в радиусе нескольких десятков, сотен или тысяч километров от вас. Выберете УЧИТЕЛЯ, как в фильме Аватар летающее чудовище «выбрало» главного героя.
Помните, что сделать много операций – это еще не опыт. И многие «опытные» хирурги никакие не опытные, а просто ежедневно делающие одни и те же глупости. Не учитесь у них. Есть риск попасть в заблуждение.
Опыт нужно отличать от постоянного повторения систематических ошибок!
Учитесь у всех! Даже у тех, кто оперирует плохо, и вам не нравится как хирург. У них можно поучиться КАК ДЕЛАТЬ И ВЕСТИ СЕБЯ НЕ НАДО!!! Тоже очень важно!
И в заключении, воспользуюсь цитатой Стива Джобса: Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично.
И в заключении даем ссылки на оригинал статьи и видео приложенные к ней
Видео: Радикальная субтотальная резекция желудка с лимфаденэктомией D2