Найти тему

Герои не нашего времени

Светлана Гафурова

Мы все ленивы и нелюбопытны.

И потому порой даже не подозреваем, что рядом с нами живут и работают великие наши современники.

К стыду своему, я имела достаточно при­близительное представление о жизни и творчестве нашего уфимского писателя Ми­хаила Чванова. Знала, конечно, что Михаил Андреевич не дал снести дом, где родился знаменитый русский писатель Сергей Ти­мофеевич Аксаков. Более того, восстановил дом, возродил, создал музей и Аксаковский фонд, стал инициатором и организатором ежегодных Международных аксаковских дней в Башкортостане. Но это - обще­ственная деятельность. Главное же, как мне кажется, для писателя - его книги.

При встрече в январе этого года Михаил Чванов подарил мне со своими автографа­ми два сборника рассказов, повестей и эс­се «Серебристые облака» и «Увидеть Па­риж и - умереть», вышедшие в московс­ком издательстве «Вече» в 2015 году.

Я внимательно прочла оба этих довольно увесистых тома. И сделала для себя вывод: в Уфе живет большой писатель, которого мож­но поставить в один ряд с великими писате­лями, на книгах которых мы росли и воспи­тывались - Валентином Распутиным, Васи­лием Беловым, Виктором Астафьевым...

Надо сказать - это трудное чтение. Иног­да мозг просто закипает от непреодолимос­ти проблем и вопросов, которые ставит пи­сатель. Русский вопрос, раздробленность и кровавая вражда братьев-славян, продол­жающаяся и по сей день, вопрос выжива­ния русского народа как нации, а не как простого народонаселения. Об этих, по­рой неудобных и замалчиваемых, темах пи­сатель говорит прямо, открыто и с большой душевной болью. Михаил Чванов подробно рассказывает и об истории славянофильс­тва в России. Одним из столпов и родона­чальников данной идеологии в XIX веке был Иван Сергеевич Аксаков, сын знаме­нитого автора знаменитой сказки «Алень­кий цветочек». Много сил и времени Иван Аксаков отдал освобождению болгар от ту­рецкого владычества, за что даже получил предложение стать царем этой страны. Но печаль в том, что все эти невероятные гран­диозные усилия в конце концов оберну­лись большой бедой для России - Русско- турецкой войной, затем - Первой мировой войной, окончившейся революцией, Граж­данской войной и распадом царской Рос­сии. Писатель не скрывает своих симпатий к белоэмигрантам, к той, надо признаться, лучшей, самой образованной и аристокра­тической части русского народа, которая вынуждена была покинуть родную страну и рассеяться по всему миру. С другой сто­роны, писатель не скрывает своего презре­ния и к «хамам», к которым перешла власть. Конечно, немного странная и спорная по­зиция для выходца из вовсе неаристократи­ческой, а рабоче-крестьянской среды. Но она такова и ясно и четко очерчена во мно­гих и публицистических, и художественных произведениях писателя. Конечно, до пе­рестройки увидеть свет произведения с та­кой концепцией вряд ли смогли бы в нашей стране. Тогда тоталитарно главенствовала совершенно противоположная идеологи­ческая точка зрения.

Да и герои многих других произведений Михаила Чванова - это уже герои не наше­го времени. Для человека нашего време­ни, в массе своей мещанина и обывателя, свойственна расплывчатость, неопределен­ность моральной и нравственной позиции, ее нечеткость. У героев же Чванова есть в душе старомодное четкое разделение мира и человека на черное и белое, на добро и зло. Недаром автор постоянно проводит их через суровые испытания горами, природ­ной стихией. Вот здесь уже ясно видно, кто рядом с тобой, - друг или враг, человек или

недочеловек, можно ли с таким идти в разведку или в горы в од­ной связке. Герои Михаила Чва- нова покоряют Север, дрейфуют во льдах, спускаются на дно са­мых глубоких земных провалов, летят через полюс вечной мер­злоты в Америку и часто поги­бают... Это настоящие мужчи­ны, супер-человеки, изменя­ющие мир, с полным набором мужских качеств, необходимых для выживания в экстремальных ситуациях. Это уже герои, конечно же, не нашего времени, не изнеженные, эгоис­тичные, ленивые, женственные ни на что не способные мужчины, а харизматы, бой­цы, победители. Но в нормальной обыден­ной жизни они теряются, не могут создать семью, оставить после себя потомство. В обыденной жизни этот героический набор качеств оказывается не при делах.

Особняком в сборниках стоит совер­шенно очаровательная повесть «Моя бы­лая Россия», написанная Ирен де Роша,

детство которой прошло в поместье Шаф­раново в Башкирии, купленном ее отцом, французом, потомком крестоносцев. Мать ее была урожденной древнего рус­ского дворянского рода Переярославль- цевых. Повесть, написанная с огромной любовью к России, попала в руки писа­теля совершенно мистическим образом. И совершенно мистическим образом писатель попал в Париж и нашел могилу Ирен де Роша на кладбище Сент-Жене- вьев-де-Буа.

В традиции русской литературы про­буждать совесть человеческую, будора­жить и возбуждать душу вечными воп­росами бытия. Михаил Чванов блестяще продолжает эту традицию. Конечно, не­которые вещи его уйдут вместе со време­нем, потеряют свою актуальность. Уте­кут в прошлое проблемы, которые мучили когда-то «садиста» Ивана Куркина. Уй­дет романтика дальних дорог, столь попу­лярная в 60-годы прошлого столетия. Но душа-то человеческая останется, и есть надежда, что будет жить, страдать и му­читься благодаря таким героям не нашего времени и таким «несовременным» писа­телям, как Михаил Андреевич Чванов.#живопись #уфа #чтение #книга