На протяжении многих лет психологи, философы, гуманисты, а также другие специалисты, работавшие над изучением феномена человеческой личности, систематически сталкивались с рядом самых разнообразных проблем и вопросов. В чем заключается сущность понятия «личность»? Может ли быть личностью простой обыватель, или эта категория соотносится лишь с избранными духовными людьми? По каким критериям можно отличить личность от «не-личности»? Личность – исходное врожденное состояние или длительная работа над собой в течение всей жизни ?
«Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в психологии, » - утверждал П.С. Гуревич. Действительно, многообразие трактовок и сложность предмета изучения вводит исследователей в замешательство, ведь специалисты их разных областей науки подходят к рассмотрению этого вопроса совершенно по-разному. Однако, на мой взгляд, решение проблемы кроется в последовательном рассмотрении базовых явлений, связанных с понятием личности. В результате раскрытия их сущности и изучения связей между ними, и должно сложиться полное представление об этом феномене.
Следует начать с того, что человек - уникальное существо по многим причинам. Он обладает иным строением позвоночника, ему свойственна речь, он испытывает эмоции, мыслит и т.п. Однако его самая главное отличие от других животных кроется в том, что он является биосоциальным существом, то есть вмещает в себе природную и общественную сущность. Изначально человек представляет собой биологическую машину. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических процессах — питании, дыхании, выделении, движении, размножении. Человек имеет схожую с другими животными физиологию, сходный состав ДНК, похожие инстинкты. Безусловно, в то же время он и отличается нюансами организации биологического естества: обладает прямохождением, имеет диафрагму и т.п. Однако эти и другие критерии не приближает его к «состоянию» личности, ведь они являются лишь определенными физиологичискими аспектами. Этот набор естественных особенностей характеризует человека только как отдельную уникальную биологическую особь – индивида, но не как личность.
Я полагаю, что ответ на вопрос о существовании феномена личности кроется в особенностях строения человеческой психики. Психика человека кардинально отличается от психики животных, и, пожалуй, именно в этом и проявляются предпосылки появления личности. Человеку свойственно мышление и самосознание, интеллект, память, речь и воображение, чем не обладают другие особи. В отличие от животных, человек всегда стремился к объединению с другими людьми, ведь осознавал, что совместное достижение целей осуществляется проще. Так, в результате возникла специфическая социальная, надбиологическая система – общество. В обществе человек стал систематически вступать в многочисленные взаимодействия с другими индивидами, что стало основой для возникновения особого процесса - деятельности. В итоге деятельность стала играть основополагающую роль в судьбе людей, представ одним из важнейших аспектов процесса социализации человека ( становления индивида лиичностью ).
В процессе своей жизни человек ставит цели, для достижения которых прибегает к тому или иному виду деятельности, который в свою очередь влияет на его развитие. Деятельность – это процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих
потребностей. Существует большое количество различных форм деятельности, однако наибольшую ценность в контексте социализации, я полагаю, представляют именно труд, игра и общение.
Труд – вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей личности и общества. Он свойственен в большей степени для взрослых, нежели для детей. Физический труд оказывает благотворное воздействие на организм, укрепляет здоровье, повышает выносливость. Умственный труд, в свою очередь, развивает мышление, улучшает когнитивные способности, а также обеспечивает тренировку памяти. На мой взгляд, это один из основополагающих компонентов формирования у человека положительных черт характера, полезных навыков и умений. Труд является важнейшим средством самореализации личности, ведь именно в процессе трудовой деятельности человек способен создать определенный продукт в соответствии с собственными намерениями и целями, основанными на ценностях и установках. Труд обогащает личность духовно, служит источником ее вдохновения.
Игра занимает также значительное место в жизни людей. Хоть это и вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат, однако он оказывает значительное влияние на личность. Особое значение игра имеет именно в социализации ребенка. Для детей игра представляет собой наиболее доступный способ познания окружающего мира, приобщения к общемировой культуре. Игра помогает моделировать для ребенка ситуации, с которыми он будт сталкиваться во взрослой жизни, тем самым обучая его определенным правилам поведения в социуме, а также развивая фантазию. Для взрослых игра служит способом отдыха и развлечения, в большинстве случаев дарит положительные эмоции, что благотворно влияет на общее психическое состояние человека, давая ему эмоциональную разрядку.
И последний вид деятельности, значительным образом определяющий социализацию – общение. Общение, в отличие от труда и игры, свойственно для любого возраста. Коммуникация как особая форма взаимодействия людей, заключающаяся в установлении между ними отношений, контактов, связей, – основа передачи информации. Речь обеспечивает передачу мыслей, суждений от одного человека к другому. Общение может осуществляться также невербально – при помощи мимики, жестов. В любом случае оно является неотъемлемой частью любого вида деятельности и значительным образом воздействует на формирование у человека взглядов, установок и ценностей.
Так, личность – человеческий индивид, осознающий себя, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он проявляет в общественной жизни. Личность формируется на протяжении всего жизненного пути человека в процессе социализации. А важнейшим инструментом социализации становится именно деятельность, в ходе которой человек осуществляет самореализацию, удовлетворяет духовные потребности и обретает опыт.