Зима. Франция. 1914 год. Стремительно приближался канун Рождества. Первого Рождества в охваченной войной Европе...
7 декабря Папа Римский Бенедикт XV обратился с официальным обращением ко всем воюющим странам прекратить на время праздника боевые действия. Он писал: «Орудия могут замолчать хотя бы в ночь, когда поют ангелы».
Но его благочестивые призывы были официально проигнорированы как Тройственным союзом, так и Антантой - на фронте во Франции продолжились столкновения на линии соприкосновения, носящие в целом вялый и спорадический характер.
Наступил сочельник - 24 декабря 1914 года. Британские, французские и немецкие солдаты как раз получили посылки из дома. В них, кроме всякой снеди, теплой одежды и лекарств, были обнаружены ещё и нехитрые рождественские украшения, да небольшие подарки от родных и близких людей.
Окопы быстро украсились еловыми ветвями, бумажной мишурой и самодельными елочными игрушками. Под вечер зажгли свечи и бойцы затянули рождественские гимны.
Затем, наиболее общительные, стали поздравлять своих "коллег" по ту сторону окопов. В декабрьской мгле то и дело раздавалось:
- Счастливого Рождества вам, британцы! - кричали немцы.
- И вам того же, только не объешьтесь колбасой! - в ответ горланили англичане.
Самые же отчаянные выбегали на ничейную землю, где встречались с противником и совершали меновую торговлю - обменивались консервами, контрабандным алкоголем, сигаретами, сувенирами, пуговицами с мундиров и шляпами.
До 100 000 солдат с обеих сторон приняло участие в этом рожественском "братании" 1914 года. На всем протяжении фронта происходили разные сценки: товарищеская игра в футбол, совместное пение рождественских песен, обмен подарками и открытками, памятное фотографирование.
А как на всю эту солдатскую "вольницу" отреагировало командование и газеты?
Мнение военных было однозначным: Запретить! Измена! Это всё коварные планы (немцев, англичан, французов - нужное подчеркнуть) по разложению боевого духа в армии!
Так, британский генерал сэр Горацио Смит-Доррен (командующий II британским корпусом), узнав о рождественском перемирии, сначала долго изрыгал проклятья и площадную брань на адъютантов, после чего издал лаконичный приказ - братание прекратить, а всех нарушивших - немедленно предать военно-полевому суду!
Такая же реакция была и у французского, и у немецкого командования. У противников вдруг выявилась неожиданная солидарность во мнениях!
А вот мнение журналистов по этому вопросу разделилось.
Сообщения о рожественском перемирии в британских СМИ были либо снисходительно одобрительным - «незлобие, проявление человеколюбия» , либо отрицательным - «абсурд и трагедия», которая не должна повториться.
Немецкие газеты, повинуясь невидимой, но тяжелой руке военной цензуры, молчали или занимали крайне враждебную позицию.
Французские газеты просто проигнорировали сам факт рождественского перемирия.
В итоге, командование армий (как Антанты, так и Тройственного союза) приняло решение не допустить "подобного безобразия" на следующее Рождество. Теперь в канун праздника в штабы частей всегда приходило три приказа: жесткий запрет на "братание" с противником, усиление артиллерийского огня и высылка небольших рейдовых партий на "ничейную землю" с целью пленения или уничтожения всех, кто там окажется...
Но вплоть до 1918 года, рождественские перемирия всё же случались, правда уже в гораздо более скромных масштабах.
Высокое начальство всячески боролось с этим явлением, а вот младшие офицеры могли дать своим солдатам некоторое послабление. Или просто "закрыть глаза" на проведение "братаний". Так на практике работал принцип окопной психологии: «Живи и дай жить другим»!
Вы дочитали статью до конца!
Вы молодец!
Автор желает Вам счастливого Рождества и Нового Года!