Найти тему

Жизнь отданная за "Союз".

24 апреля 1967 года, в рамках подготовки к советской "лунной программе" с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Союз-1" под управлением Героя Советского Союза Владимира Михайловича Комарова. Дублером Комарова был назначен Юрий Гагарин.

Как вспоминал впоследствии генерал Николай Каманин, руководитель центра подготовки космонавтов, будь жив к тому моменту Сергей Королев, основным испытателем "Союза" непременно был бы назначен Гагарин.

По условиям испытательной программы, после выхода "Союз-1" на околоземную орбиту вслед за ним должен был стартовать второй корабль "Союз-2" с космонавтами Быковским, Елисеевым и Хруновым. На орбите Елисеев и Хрунов должны были через открытый космос перейти в "Союз-1" и в таком составе вернуться на землю.

                                             Первые испытатели лунной программы.
Первые испытатели лунной программы.

После установления связи с Землей Комаров доложил о нештатной обстановке на борту : не раскрылась левая солнечная батарея, зарядный ток составил только 14 ампер, вместо 28 положенных, не работала КВ-связь.

В создавшейся обстановке Борис Черток, новый руководитель космической программы после смерти С.П.Королева, принял решение о досрочном прекращении полеты и отмене полета "Союза-2" (чем фактически спас от гибели второй экипаж).

                                                          Космический корабль "Союз-1".
Космический корабль "Союз-1".

Из-за сложившейся ситуации посадка космического корабля была связана с определенными трудностями, но Комаров в ручную выполнил ориентацию корабля и спускаемый аппарат направился к земле...

Последняя связь с Комаровым:

- "Рубин", я "Заря-10". Вызываю на связь...
- Я "Рубин". Двигатель работал 146 секунд. Нормально все идет. Все идет нормально! Корабль был сориентирован правильно. Нахожусь в среднем кресле. Привязался ремнями.
- Как самочувствие?
- Самочувствие отличное. Все в порядке.
- Вот тут товарищи рекомендуют дышать глубже. Ждем на приземлении...
- Спасибо. Передайте всем. Произошло раз... (Имеется в виду разделение отсеков корабля.(прим. автора)

Больше голос Комарова никто не слышал. До последнего Земля вызывала "Рубин"( позывной "Союза-1"), однако паники не было, так как при входе в плотные слои атмосферы связь со спускаемым аппаратом теряется. Ожидалось, что космонавт выйдет на связь после приземления, в стропы парашюта была встроена дополнительная антенна, однако она часто выходила из строя. Поэтому до самого звонка спасателей с сообщением, что корабль горит на земле, настроение в ЦУПе было приподнятое.

На заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы: вытяжной парашют на высоте около 7 км и при скорости около 220 м/с не смог вытянуть из лотка основной парашют, при этом успешно вышедший на высоте 1,5 км запасной парашют обмотался вокруг вытяжного парашюта основной системы. На высоте 2-х метров должна была сработать система "мягкой посадки". Спускаемый аппарат на огромной скорости врезался в землю, а баллоны системы посадки, наполненные пероксидом водорода взорвались и корабль загорелся.

Это случилось в 65 км. от Орска Оренбургской области.

По воспоминаниям Алексея Архиповича Леонова - "металл горел как бумага". Первыми горящий аппарат обнаружили местные жители и стали забрасывать его землей, но пожар удалось потушить, только после прибытия спасателей.

                                       Обломки спускаемого аппарата Комарова.
Обломки спускаемого аппарата Комарова.

По воспоминаниям генерала Каманина :

По-видимому, Комаров погиб во время удара корабля о землю, а пожар превратил его тело в небольшой обгорелый комок размером 30 на 80 сантиметров.
                                                       Останки В.М. Комарова.
Останки В.М. Комарова.

Рассуждать в этой статье о причинах аварии автор не видит смысла, в силу своей не компетентности. Причин Было много, но самая главная (и это со слов А.А. Леонова) - корабль был "сырой".

Здесь хотелось сказать пару слов о тех слухах, которые породила наша извечная секретность. Якобы Комаров в последние минуты жизни вызывал на разговор председателя правительства СССР Косыгина и прощался с ним. Или то, что Комаров последними словами ругал конструкторов космического корабля, пославших его на смерть.

Конечно при аварии и таком пожаре сгорело многое (даже черный ящик), но не все. По оставшимся частям аппарата, телеметрии ЦУП, положении тела становиться ясно, что Герой Советского Союза В.М. Комаров до последнего боролся за спасение корабля и не о какой панике не думал.

                                        Мемориал на месте гибели В.В. Комарова.
Мемориал на месте гибели В.В. Комарова.

Вечная память!

Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на канал и ставьте лайк!