Найти в Дзене
Автомеханик

Рекомендации начинающим водителям: особенности АКПП

Оглавление

Наличие у автомобиля автоматической коробки передач позволяет существенно повысить комфорт управления транспортом, упрощая поездки на машине.

Первые автомобили с автоматическими коробками передач появились еще в середине прошлого века, однако наибольшей популярностью они стали пользоваться в конце девяностых - начале двухтысячных годов. Сегодня порядка 60% всех новых автомобилей выпускается именно с такой автоматической трансмиссией. Многие начинающие автолюбители не знают об особенностях эксплуатации такой техники, что несколько усложняет использование автомобиля с этим типом трансмиссии.

От правильной эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой передач будет зависеть беспроблемность ее эксплуатации, отсутствие серьезных поломок и максимальный комфорт при управлении автомобилем. Сразу следует уточнить, что автоматическая коробка передач не любит быстрой активной езды и при частых пробуксовках и разгоне в пол с каждого светофора часто ломается, что приводит к серьезным затратам у автовладельцев. В первую очередь такие трансмиссии предназначены для неспешной езды в городе, и при условии правильного сервиса смогут прослужить на протяжении 300-500 тысяч километров пробега.

Гидравлические автоматические коробки передач

Самый распространенный тип автоматической трансмиссии – это гидравлические коробки. Преимуществом этой технологии является способность выдерживать повышенные нагрузки, надежность и простота эксплуатации. Из недостатков принято отмечать существенное снижение мощности силового агрегата. На работу гидроблока и подвижных узлов расходуется часть крутящего момента, соответственно автомобили, оснащенные одним и тем же мотором, но механическими и автоматическими коробками передач, будут иметь существенно отличающуюся мощность.

-2

Особенностью гидравлических АКПП является наличие гидротрансформатора, напрямую соединенного с коленвалом двигателя. Также такие коробки передач имеют центростремительную турбину и центробежный насос. Передача крутящего момента происходит через соответствующую рабочую жидкость, протекающую между лопатками турбины. Непосредственно переключение скоростей в гидравлических АКПП происходит за счёт изменения давления в реакторе гидротрансформатора.

Основой гидравлической АКПП наравне с гидротрансформатором является планетарный редуктор, внутри которого располагаются солнечные и кольцевые шестерёнки. За счёт приведения в движение шестеренок и всего планетарного редуктора происходит переключение передач с изменением соответствующих передаточных отношений. Несмотря на кажущуюся сложность гидравлические автоматические коробки передач отличаются надежностью, не требовательны в уходе и могут прослужить на протяжении 300 тысяч километров и более.

Вариаторы

Если при эксплуатации классического автомата всё же при переключении ступеней заметны выраженные толчки, а стрелка тахометра при смене режима падает с пяти тысяч оборотов до двух тысяч оборотов. А вот при использовании вариаторов мотор выдает мощность без разрыва, соответственно обороты двигателя всегда постоянны, полностью отсутствуют какие-либо толчки при переключении передаточного значения в трансмиссии.

-3

Наибольшее распространение сегодня получил клиноременной тип вариатора, в основе которого лежат два различных шкива. Между коническими дисками натянут ремень, в разрезе имеющий клиновидную форму. При сближении и расхождении дисков будет изменяться диаметр шкива, что и приводит к увеличению или уменьшению передаточного числа мощности от двигателя. В начале движения основной шкив сжимается, а ведомый, соответственно, разжимается. Передаточное число в этот момент минимально, однако по мере роста скорости происходит изменение расположения ведущих шкивов, что приводит к увеличению мощности при сохранении оборотов двигателя.

Современные вариаторы полностью управляются электроникой, которая следит за многочисленными параметрами работы автоматической коробки передач. А вот у старых модификаций вариаторов имеется гидротрансформатор, который необходим для передачи мощности при включении реверса. Если первые модификации вариаторов не отличались должной надежностью, то сегодня такие коробки передач универсальны в использовании, просты в эксплуатации и позволяют выдержать без капитального ремонта 200-300 тысяч километров пробега.

Роботизированная КПП

По способу переключения передач наиболее близкой к механике является роботизированная коробка передач. Такая трансмиссия имеет строение, схожее с механикой, за исключением ряда дополнительных управляющих агрегатов. Переключение передач осуществляется при помощи актуатора, который оснащен сервоприводом, размыкает и замыкает сцепление. Управляет работой этого механизма электронный блок, получающий данные от различных датчиков.

-4

Несомненным преимуществом такой роботизированной механики является ее простота конструкции и доступная стоимость. А вот к недостаткам можно отнести рывки при переключении ступеней, определённые задержки с включением повышенной или пониженной передачи. Сегодня роботизированная механика устанавливается на автомобилях бюджетного уровня, а также на седанах премиум-класса.

Одной из модификаций роботизированной механики является преселективная КПП, имеющая двойное сцепление. Особенностью такой трансмиссии является наличие сразу двух валов, каждый из которых отвечает за включение четных или нечетных передач. У такой коробки будет одновременно три диска сцепления, что позволяет обеспечить максимальную скорость переключения ступеней и отсутствие рывков.

Преселективная коробка передач будет полностью управляться автоматикой, она чрезвычайно надёжна, однако имеет высокую стоимость, что объясняется ее конструктивной сложностью. Сегодня такие преселективные роботы устанавливаются на дорогие спортивные автомобили, а также на седаны от премиум производителей. У отдельных брендов автомобилей, на которых используются преселективные роботизированные КПП, отмечаются проблемы с охлаждением этого агрегата, что приводит к его частому выходу из строя. Поэтому, покупая машину с такой коробкой передач, необходимо предварительно изучить отзывы владельцев, и лишь после этого приобретать понравившиеся модели автомобиля.

Выводы

Автоматические коробки передач благодаря своей универсальности использования получили сегодня популярность у автовладельцев в различных странах мира. Наличие у автомобиля такой коробки автомат существенно упрощается управление машиной. Необходимо лишь правильно подобрать тип трансмиссии, которая может быть роботизированной, вариатором или с гидравлической системой. Каждый из таких типов автоматических коробок имеет свои определенные преимущества и недостатки. Наибольшее распространение сегодня получили вариаторы и преселективные роботы, которые обеспечивают топливную экономичность, отличные динамические характеристики, комфорт при управлении транспортом.