Андрей БАРАНОВ
рассказ
Мероприятие было назначено на вечер пятницы в угорской филармонии. Семенов рассчитал, что часа полтора будут произносить речи в честь юбиляра, а тот благодарить и читать свои стихи, а то и, не дай бог, прозу, и только потом все переместятся в накрытую для фуршета столовку, которую работники филармонии упорно называли банкетным залом, а то и рестораном.
Так и оказалось.
Он вступил в крашенные бледно-зеленой краской стены столовки, когда фуршет только начался и покрытые кремовыми скатертями столы, выстроенные буквой «П» с разрывами между ними для прохода облепивших их гостей, еще были заставлены едой и напитками. Несмотря на количество продуктов на столах, ассортимент даже по нынешним временам был бедноват: красное вино молдавское, местная угорская минералка, бутерброды с сыром и колбасой, мандарины и виноград. Неизбалованные писатели радовались и этому, снуя от закусок к винному столу и обратно.
Пройти сквозь это броуново движение Семенову показалось делом нелегким, и он замешкался, выглядывая с порога Макса. Но первым углядели его!
Старуха Лопатина заулыбалась и устремилась к нему с бокалом наперевес, уверенно раздвигая кучкующихся тут и там литераторов, не доходивших ей и до плеча. Семенов был невысок и потому, едва завидев ее, еще издали почувствовал, или вернее сказать - предчувствовал - себя неуютно.
Он не видел Лопатину несколько лет, и она совсем не изменилась. Или в этом возрасте перемены уже незаметны?..
- Дорогой, как я по вам скучала!.. - она приобняла его сверху свободной рукой за локоть и мягко погладила. - Куда вы пропали?
Давно, когда Семенов еще стремился стать писателем... Нет, не так - Писателем! Так вот, когда Семенов еще хотел стать Писателем и все для этого делал, он сам искал встреч с ней, а она, напротив, уклонялась. То есть не уклонялась, но вела себя довольно холодно и отстраненно, свысока. Ну еще бы - она завотделом поэзии журнала «Вы мя», одного из двух литературных журналов Угорска. А сколько их таких, как прежний Семенов - ищущих славы Пелевина или, на худой конец, Крусанова и Веры Полозковой?
Он не ответил, так как вопрос был риторический: Семенов никуда из Угорска не уезжал и был даже, можно сказать, на виду. Ушлая Лопатина все это знала, так как время от времени лайкала его редкие теперь посты и фотки. Да и на официальных культурных мероприятиях, проводимых администрацией угорского президента, они иногда встречались. Не нос к носу, издалека: он обычно сидел в вось- мом-девятом ряду, а она, согласно табели о рангах, где-нибудь в предпоследнем.
- Тоже рад вас видеть, - поприветствовал он и галантно поцеловал приготовленную для этого сухую, но вполне ухоженную кисть с большим бриллиантом, вряд ли настоящим.
Лопатина поинтересовалась, не хочет ли он опубликоваться в ее «Вымени» (так все свои называли «Вы мя», что в переводе с угорского значило то ли «мое знамя, то ли «мое стремя»), как раз есть окно на две полосы через номер?
- Я же помню, у вас очень сильные, такие мужские стихи! - загадочно и как бы мечтательно произнесла она, хотя в словах никакой загадки вроде не содержалось. Семенова всегда поражала способность женщин своим тоном придавать загадочный контекст обычным текстам. Он едва поборол искушение напомнить ей, как она два или три разазаворачивала его такие мужские стихи, не особо поясняя причину. «У вас еще все впереди», - величественно произносила она, не изменяя своей сущностной привычке придавать второй смысл всему. Во всяком случае, тогда он ломал голову: что бы это значило?.. Вот болван.
Он вежливо отказался, подумав, как бы счастлив он был лет десять назад, получив такое предложение.
- Понимаю, - поджала аккуратно напомаженные узкие губы Лопатина. Это должно было означать и некоторую (но не смертельную) обиду на Семенова, но в то же время и понимание его текущего статуса, когда он как бы не вполне себе принадлежит. Может, был и третий смысл этого, но тут Семенов извинился и с облегчением раскланялся: в углу он увидел того, на встречу с кем пришел.
Но прежде, чем он достиг Макса, Семенова перехватил Печкин из второго угорского журнала «Выль нур», или «Новый свет». Чернявый и верткий Печкин и седая монументальная Лопатина ревностно следили друг за другом, пытаясь опередить конкурента во всем. Если один привечал нового автора, то второй неизменно предлагал поэту опубликоваться первым именно у него. Об этой странной игре было известно еще в те времена, когда Семенова она интриговала не по-детски. «Ничего не поменялось», - подумал он и тоже отказался от публикации, на этот раз чувствуя себя не очень удобно. Печкину он симпатизировал, во всяком случае, в те давние времена завотделом «Выль нур» не был высокомерен и даже нашел для молодого претендента в гении какие-то теплые слова.
Пока эти полмгновения, отвернувшись от Печкина, он переживал заново литературные интриги, вроде бы оставшиеся в далеком прошлом, на его плечо легла тяжелая рука. Не оборачиваясь, Семенов понял, что это юбиляр. Только его не хватало!
- Откололся ты чегой-то от нашей братии, а!
Народный писатель Угории и председатель Союза угорских писателей Николай Ар-Портки говорил то ли с угорским акцентом, то ли кося под простонародье - растягивая гласные и делая в словахдвойные ударения. Семенов с неудовольствием разглядывал его изрытое оспинами, скуластое и кое-где непробритое лицо. Когда-то с ним, тогда еще Николаем Пор- ткеевым, так себе прозаиком и никаким поэтом, он почти дружил. Ну, как дружил?.. Вместе пили и материли старожилов, занявших все хлебные посты в литературе и давящих молодые дарования. Но с той поры все поменялось. Порткеев взял псевдоним, с дешевых сигарет перешел на трубки и стал завсегдатаем международных культурных фестивалей, проводимых родственными народами. Незаметно для всех он стал лицом угорской литературы, пусть и не очень казистым, но другого-то не было. К тому же классики угорской литературы перемерли.
- Ты же знаешь, я уже давно не пишу, - ответил Семенов после приветствия, пытаясь что-нибудь различить в прищуренных глазах народного писателя. Ар-Портки всегда был себе на уме, даже сильно выпимши; сейчас Семенов видел перед собой того же рыжего хитрована.
- От и я о том: не пи-ишешь! - нараспев воскликнул Ар-Портки, явно на публику, и даже всплеснул руками и густыми, лезшими поверх очков бровями. - А ведь очень, о-очень неплохие стихи писал! Можно сказать - ориджинал! - с удовольствием проговорил он на угорский манер.
- Что было, то прошло, - с неудовольствием ответил Семенов, думая, что классик привязался к нему явно неспроста. И верно, Ар-Портки ухватил его за локоть и отволок в сторону. Семенов сквозь рукав пиджака чувствовал его стальные пальцы, напоминавшие, как лет двадцать назад тот на спор легко гнул арматурину-десятку.
- Я вот что хотел обсудить, дорогой мой!.. - Ар-Портки склонился к его уху и горячо и влажно задышал. Хоть и курил он теперь трубки, как Хэмингуэй, но табачок был все такой же дешевый.
- Дума меня мучит в последнее время, тяжелая дума. схватила, что костлявая, за самое сердце и не отпускает, - начал он так выспренно-театрально, что Семенов взметнул вверх брови и какое-то время был в недоумении. Похоже, что вместе с фамилией и званием Ар-Портки в корне обновил свой словарный запас и манеры.
- И вот тут-то - не поверишь! - уз- рил я тебя, и что-то меня толкнуло: он, он, дражайший мой Алексей Николаич, все и разрешит. Ведь ты, любезный мой Алексей Николаич, принадлежишь, так сказать, к самому высокому обществу, истеблишменту!
Сразу у Семенова прошла оторопь! Ему стало смешно, он даже улыбнулся.
Ар-Портки смотрел ему прямо в лицо, но улыбку истолковал неверно и с удвоенным жаром подхватил:
- Да, самый что ни на есть бомонд. Сливки!
- Коля, давай ближе к делу, - не стал его разубеждать Семенов.
- Да, да! - заторопился народный писатель. - Ты понимаешь, какая штука. Пятьдесят лет - это ведь юбилей, дата, разве нет? А я ведь тоже - не хрен собачий, а народный писатель, - он поднял указательный палец, и Семенов невольно посмотрел на его узловатую крестьянскую кисть с рыжеватыми волосками и кривой, суставчатый палец с коротко обрезанным и аккуратно подпиленным ногтем. - Единственный живой народный писатель Угории, понимаешь! И я же соблюл весь, так его, этикет: приглашения, там, через референта, другое через пресс-секретаря. Я ведь даже проект, так сказать, приветственного адреса набросал и тоже через секретаря.
- Какого адреса? - не понял Семенов.
- Какого-какого! - осерчал Ар-Портки, но тут же исправился: - Поздравительного юбиляру. Мне, мне! - ткнул он себе в грудь тем же пальцем.
- И в чем вопрос?
Семенов уже все понял и пытался не выдать распиравшее его чувство.
Народный писатель обернулся к фур- шетным столам и выкинул руку:
- Не прише-е-ол!..
Тон его был неподдельно горестный.
- И даже никого не прислал.
- А Христофорова?.. - Семенов кивнул на стол в углу у входной двери, где были свалены перенесенные сюда поздравительные открытки, папки и в том числе перевернутая табличка с фамилией и регалиями замминистра культуры, использовавшаяся в официальной части.
- Хри-сто-фо-рова! - с саркастическим, почти мефистофелевским смехом ответствовал уязвленный Ар-Портки. - Кто она такая, эта Христофорова?! Да она даже адрес читала от имени министра, а не его!
«Его» Ар-Портки произнес с озлобленностью, но все равно почтительно, как бы с большой буквы - Его. Впрочем, тут же по- актерски с шипящей фистулы перешел на почти ласковый шепоток, незаметно перед тем оглянувшись на зал, где, возможно, еще находилась неизвестная Семенову замминистра угорской культуры:
- И вот что скажи мне, любезный Алеша, как более искушенный в таких поли- тесах, не в пример скромному инженеру душ человеческих... Скажи: что сие невнимание, можно даже сказать - небрежение! - что оно значит? Может ли статься такое, что народный писатель Угории Ар-Портки впал в немилость власть предержащих? Ответь мне, Алешенька!
- Вполне, вполне... - задумчиво проговорил Семенов и прикрыл рот кулаком, как будто отирая губы.
Ар-Портки ударил себя по бедрам, и это уже не было на публику:
- Вот так так.
- Ну а, собственно, чего ты боишься? - Семенов тронул его за плечо, старясь не переигрывать. - Что президент тебе может сделать? Лишить звания народного? - Нет, хоть он тебе его и давал. Снять с председателей?.. Может, но зачем ему? Мелковато. Да и формально снимают-назначают писатели, а не он. Что еще?.. Расстрелять? Так сейчас не тридцать седьмой.
- Да за что? За что - расстрелять?!. - взмолился Ар-Портки, и Семенов подумал, что хватит, но ничего сказать не успел.
- Да я ж ни слова поперек да ни полстрочки против! Да я ж всех, кто против вертикали, от гонораров отлучил, самолично из премиальных списков чистил, даже близко не подпускал! - сдавленно перечислял народный. - Да у меня не одного либераста в Союзе писателей!..
- Ну, значит, нечего волноваться. Иди вон выпей!
- А может - другого в председатели нашел?.. - задумался вслух Ар-Портки. - Ну вот Петьку хотя бы?
И его взгляд вдруг сфокусировался на Семенове. Тот, уже не таясь, рассмеялся:
- Да расслабься ты! Я же давно не пишу. Да и не угорец я, ты знаешь.
Последний аргумент убедил Ар-Портки больше первого: по определению председателем Союза писателей русский быть не мог.
- Ладно, если что узнаю - сообщу, - обнадежил писателя Семенов. - С юбилеем тебя!
Уже отвернувшись, он слышал, как тот скрипит за спиной: «Эх, Петыр, Пе- тыр...»
Прошло всего десять минут, а фуршет уже можно было сворачивать: на скатертях оставались только винные пятна да пустые блюда. Семенов и не подозревал, что в Угории так много писателей. «И таких голодных», - подумал он.
Пройдя весь зал дважды, Макса он так и не отыскал. Подумав, спустился в туалет и не ошибся.
- Долго же ты с этой подстилкой народной трепался, - хмуро поприветствовал его Макс.
- Конспирация. Ты же этого хотел, когда приглашал сюда?
Макс был журналистом и одноклассником Семенова. Юбилей Ар-Портки был тем местом, где они моглипересечься, не навлекая подозрений. Если, конечно, предположить, что такие подозрения могли возникнуть.
Кабинок было три штуки, и двери у всех распахнуты.
- Давай, что у тебя.
- Помощь нужна, Леха. Со связью у нас проблемы, а это ведь как раз твой профиль!
Хмурясь, Семенов стал слушать друга детства. Несколько раз они прерывались, когда в туалет заходили.
- Что ты, что этот Ар-Портки как дети малые! - не выдержал наконец рассерженный Семенов. - Не надоело еще писающих мальчиков изображать? В воскресенье я свободен. Ты ж в баню нашу еще ходишь? Ну вот, там и встретимся в шесть. И не говори мне про свою конспирацию! На хрен вы кому нужны.
* * *
Подруливая на гололедице, Семенов снова улыбался, вспоминая многозначительность Лопатиной и почти заискивающий тон растерянного Портки- на, скрываемый поначалу покровительственной велеречивостью.
Как наивны, как далеки от реальной жизни эти литературные люди!.. Откуда им знать, что он также, а то и более, чем они, ищет выхода на какого-нибудь третьего помощника угорского президента, а то и просто на министерского или городского чиновника, у которого даже нет собственного кабинетика - так, столик в полметра шириной в коридоре без окон?..
Отец Семенова делил всех на две группы: воры и работяги. Как-то, когда отец был навеселе и благодушен, Семенов попытался развить с ним эту скудную классификацию, после чего воров отец поделил на власть и коммерсантов. Работяги работягами и остались, но с некоторым уточнением - «честные работяги». Потом отец неоднократно вносил детализацию в изобретенную им систему (к власти, например, относились, помимо собственно власти - мэров, депутатов, президентов и министров всех мастей, - также полиция, разные чиновники и тому подобное, а работяги были не только те, что вкалывали на дышащих на ладан заводах, но и бюджетники - врачи, учителя, библиотекари. Правда, в такой классификации все равно оставались изъяны и недосказанности. «Куда отнести пенсионеров и военных?» - спрашивал Семенов отца. «К бюджетникам!» - с ходу определял отец. «А журналистов?» - «Работяги!» «С чего это? Они ж третья власть! А творческая интеллигенция - они кто? Тоже работяги? Да они же власть обслуживают, разве нет?» Отец терялся и махал рукой: мол, не цепляйся! Ну, да не это было важно. Важно то, что в отцовской табели о рангах Семенов уж точно был не властью, акоммерсантом, который от власти зависел (хотя все равно оставался в ворах!). А если уж быть точным, он не был даже коммерсантом: так, наемный менеджер.
Понятно, что Лопатина, Порткин и другие (кто не во власти, конечно) судят о его якобы весе по интервью на разворотах в угорских центральных и районных газетках, едва ль не еженедельных. Ну и что? Это говорит лишь о немалом рекламном и PR-бюджете «СИМ-СИМ». А вот когда надо решить вопрос, например, с переводом земель из сельскохозяйственного назначения во что-то пригодное для размещения их башен сотовой связи - тут никакой PR не поможет. Только нужный чиновник. А чаще - много нужных чиновников. Ну и деньги тоже. Куда ж без них? Не всегда впрямую. Брать не боятся только на самом верху либо вконец отмороженные. Но до верха Семенов за эти десять лет так и не дошел, а отмороженные уже все повывелись стараниями Мартынюка и его оперов. Поэтому проблемы попроще решались задушевным разговором, бутылкой «Martell» не ниже VSOP или легким ужином в ресторане. Часто Семенов применял комбинированный прием: либо ужин плюс задушевный разговор, либо коньяк с лимончиком, тонко нарезанным Верой, и тот же разговор в семеновском кабинете, полуразвалясь в расслабляющих, таких удобных креслах. Совсем редко, но все же случалось, употреблялась адская смесь всех трех приемов разом: сначала ужин и разговор, а потом, в довесок, на дорожку, увесистый презент в красивом бумажном пакете, обезличивавшем его содержимое от посторонних глаз.
Если проблема все равно стопорилась, вступали в игру волшебные симки с безлимитом. Этот инструмент особенно был по душе тем, кто имел любовниц на содержании. Фишка тут была в чем? С одной стороны, с мужика снимался ежемесячный груз в пару тысяч (а то и десятков тысяч - если даму занесет в роуминг) рублей, а для не самой богатой чиновничьей клиентуры Семенова, отягощенной женой, тещей, кучей детей и кредитами, это был весомый плюс. Например, для директора колледжа с нежной фамилией Девочкин, долго не разрешавшего разместиться у него на крыше и вдруг разом изменившего свое отношение к влиянию радиоизлучения на мозг учащихся и персонала. Во-вторых. «Ну ты ж понимаешь, - пояснил Девочкин, в две минуты перейдя с официального „вы“, - если что, то ведь это не я, не моя жена - вообще никто для меня!»
Тут, конечно, он заблуждался. Если Мартынюк и его опера поймают эту схему за хвост, то всенепременно раскрутят, особенно если найдут помощника в «СИМ-СИМ». Любая такая симка, изящно именовавшаяся«некоммерческий номер», оставляла свой след в электронном документообороте в виде служебки Семенова с точным указанием решаемой проблемы, фамилии и должности «решальщика», перечня разрешенных и подключенных на номер услуг и срока, на который испрашивался безлимит. Именно последнее делало некоммерческие номера таким удобным и гибким - а потому и выгодным для компании - инструментом. Много раз Семенову приходилось снятых чиновников снимать повторно - с довольствия. Процедура не очень приятная, но лимит на филиал некоммерческих номеров у Семенова был ограниченный. Тут тоже были свои нюансы, и это Семенов наработал уже сам, на собственных шишках. К примеру, негоже было вслед за опубликованием новости о кадровых перестановках звонить бывшему нужному и придумывать повод: следовало выждать несколько недель, а то и месяцев и обязательно, да - обязательно! - разузнать о перспективах низвергнутого у правильных людей. Однажды, еще в начале своей директорской карьеры в Угорс- ке, он, Семенов, по-лоховски рубанул с плеча, переведя некоммерческую симку отставленного главы отдаленного района на платное обслуживание. Конечно, сделал все культурно: и позвонил предварительно сам, и конца месяца дождался. А через месяц того назначили главой администрации Дулесова - второго по величине города Угории, где у «СИМ-СИМ» как раз было неблагополучно с покрытием. И еще три года, пока главу администрации не выпнули из вертикали, уже окончательно, Семенов не мог встать там ни на одно муниципальное учреждение.
Третий плюс, который делал некоммерческие номера поистине волшебными для партнеров Семенова, состоял в том, что создавал у этих самых партнеров ощущение контроля над ситуацией.
Не раз случалось, когда они звонили ему и требовали детализацию своих пассий, кто-то мямля: дескать, нужно вспомнить забытый номер, а кто-то без обиняков сообщая о своих подозрениях. Нередко следующим звонком следовала просьба заблокировать прежнюю сим- карту и отправить курьера с новой.
Но были проблемы, которые не решались даже некоммерческими номерами. Причина была, конечно, не в самих проблемах, а в людях, которые могли их решить и к которым не подходил ни один из стандартных ключиков Семенова. Как правило, ключиком к таким людям были другие люди. А их открывали те же самые ключики!
И совсем уж нечасто (можно сказать - редко) встречались люди, которых не отпирали ни ключики, ни другие люди. И тут Семенову оставалось только ломать или отступать. Ломал таких людей он без удовольствия и всего-то дважды. Неоправданно это было, слишком дорого. Уж очень глобальной должна была оказаться нерешаемая проблема, чтобы задействовать черт те сколько людей из силовых органов, из власти, из пишущих и так надавить на глаз упрямцу, чтобы тот отступил. Поэтому чаще Семенов предпочитал отступать сам. Не то чтобы отступать, а просто находить обходные пути. Причем в буквальном смысле. Ну не дал тот самый глава дулесовской администрации пройти их оптической сети напрямую - не беда. Цена вопроса - четыре лишних квартала, двадцать пять столбов и двести тысяч долларов. Дорого? Ну да. оставить некоммерческую симку было бы дешевле. Но, с другой стороны, сделав тот крюк, они завели оптику на дулесовский градообразующий завод и перевели все его контракты с МТС на себя. А это миллионов пять в год. Рублей, правда.#живопись #уфа #чтение #книга