Найти тему
Artfragment

Блокчейн в искусстве: что это?

Оглавление

Разбираемся, как цифровые котики и панки стали стоить сотни тысяч долларов, что такое блокчейн-технологии, и что они делают в искусстве.

При чем здесь Пушкинский музей

Последние пару лет все только и говорят о блокчейне в искусстве. В начале декабря во время недели Art Basel в Майами сразу несколько ярмарок провели дискуссии на эту тему. Так, на Art Basel Miami Beach обсуждали практические аспекты того, что может дать этот протокол художникам. В этом разговоре упоминалось имя Ив Суссман, художницы из Бруклина. Во время дискуссионной программы ярмарки NADA выступал Андрей Алехин, когда-то московский бизнесмен, а теперь нью-йоркский предприниматель, один из основателей стартапа Snark.art (как он сам определяет, это «цифровая лаборатория, занимающаяся объединением искусства и технологий и исследованием творческого потенциала блокчейн»). Это может показаться удивительным, но 13 декабря в Москве и Суссман, и Алехин (вместе с бизнес-партнером Майком Либманом) встретились в Пушкинском музее на сессии «Блокчейн как система доверия в искусстве». Модератором дискуссии выступила Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, и один из самых профессиональных специалистов по новым медиа. На мероприятии присутствовали и другие уважаемые люди, так или иначе имеющие отношение к технологиям и искусству.

Пока вкратце то, что нужно знать о блокчейне в искусстве.

✔️ Благодаря этому протоколу размещенную информацию в сети невозможно удалить, хранится она децентрализовано, взломать или подделать ее тоже невозможно. Соответственно главные ставки все делают на развитие в области фиксирования провенанса, то есть происхождения предмета искусства. Это работает и с цифровым, и с материальным искусством.

Как? Цифровое получает цифровой сертификат, в случае с материальным возможно записать в блокчейн точную трехмерную модель, которую потом легко сравнить с оригиналом (или тем, что на это звание претендует).

Почему все столько говорят о провенансе? Потому что арт-мир чрезвычайно непрозрачен: люди, которые тратят миллионы на искусство, как правило не хотят, чтобы об этом кто-то знал. Хороший провенанс — гарантия того, что произведение скорее всего подлинное, хотя есть умельцы, которые мастерски создают подделки картин и скульптур, а также фотографии из домов как бы бывших владельцев, или же подобным образом «воскрешают» давно уничтоженные и потерянные работы. Система, которая все фиксирует и которую невозможно обмануть и взломать, по идее, должна сделать жизнь коллекционеров проще, а сделки надежнее. Но это пока все мечты о непонятно каком будущем.

✔️ Современные художники достаточно активно регистрируют свои произведения с помощью блокчейна, порой даже салонную живопись. Зачем они это делают? Потому что модно. Ну и на всякий случай — мало ли что. Некоторые почему-то думают, что это поможет им разбогатеть, или же даст какие-то конкурентные преимущества перед коллегами. Сервисов, предоставляющих такие услуги, развелось больше двух десятков, некоторые из них уже получили миллионные инвестиции. Но ясности, что с этим делать дальше у большинства нет — все же технология очень молодая, и участники дискуссии в Пушкинском сходятся на мысли, что нужно посмотреть, куда все это выплывет.

При чем здесь панки и котики

Андрей Алехин из Snark.art на паблик-токе в Пушкинском музее еще раз напомнил всем о «криптокотиках». Что это и зачем они нужны? Приводим с сокращениями часть его выступления, потому что это любопытно.

«Проекты Crypto Punks и Crypto Kitties появились в 2017 году. Для перовго два парня из Бруклина сгенерировали 10 тыс. картинок панков и токенизировали их на Ethereum Blockchain, после чего выложили их в открытую продажу. Поначалу спрос был низким, но потом вышла статья в New York Times, где говорилось, что, возможно, это будущее искусства и всех панков расхватали буквально за несколько минут. Люди начали их перепродавать и в какой-то момент стало понятно, что некоторые из них более редкие, чем остальные. Например, из всего количества панков было только 8 панков-инопланетян и цена на них начала расти очень быстро, достигнув $40 тыс.

Следом был проект Crypto Kitties, его суть примерна та же, но важным дополнением была возможность скрестить котят, что позволяло получать «потомство» от кота мамы и кота папы. Появилось множество уникальных комбинаций, и самый дорогие котята достигали в цене сотни тысяч долларов. Всего их было продано на $20 млн за несколько месяцев.

-2

Почему это произошло? У цифрового файла впервые появилась уникальность. До этого любое digital-искусство можно было скопировать, и из-за этого не до конца была ясна его ценность. Но благодаря блокчейн такое искусство стало по настоящему уникальным. Теперь даже если перед вами есть два одинаковых цифровых файла, вы все равно сможете понять где копия, а где оригинал. И это значит, что цифровое искусство получило свойства, характерные для физического искусства и это меняет многое. Кроме того, появились цифровые кошельки, где вы можете хранить не только свои криптовалютные сбережения, но и искусство, тех же цифровых котят».

При чем здесь каждый из нас

Добро пожаловать в будущее, одной из ключевых характеристик которого станет коллективное владение предметами искусства. Рассмотрим все это на примере — видеоработе Ив Суссман, которую обсуждали и на Art Basel Miami Beach, и в ГМИИ им. Пушкина. Первой версии — «89 seconds at Alcazar» — уже 15 лет, ее даже можно было видеть в Пушкинском около трех лет назад на выставке «Впечатления 2.0». Она основана на работе «Менины» (1656) Диего Веласкеса. Персонажи на картине кажутся художнице очень реальными, будто они могут выйти с картины, поэтому ее целью было погрузится в эту работу, разобраться герои двигаются.

Диего Веласкес, «Менины».
Диего Веласкес, «Менины».

Сейчас эта видеоработа получила новую жизнь благодаря блокчейн-технологиям и новое имя — «89 seconds atomized» (длится она 9:44 мин). Ее визуальное поле поделили на блоки 20х20 пикселей, которые назвали «атомами». Вся эта система базируется на блокчейне, благодаря этому каждый из них является уникальным цифровым объектом. Владельцем ее части может стать любой, кто решит расстаться с $120. Всего таких человек может быть 2304.

Что в этом особенного? Всего было выпущено 10 копий работы «89 seconds at Alcazar», которые находятся в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музее Уитни, а также частных коллекциях. Существуют и две две авторские копии. Работа, на основе которой сделана «89 seconds atomized», — это как раз последняя авторская копия.

При показе работы каждый раз будут использоваться разные «атомы», ведь кто-то может не согласиться дать свой кусочек в пользование, кто-то его потеряет, кто-то забудет пароль от своего цифрового кошелька и благодаря этому работа будет из раза в раз получать новую интерпретацию. Для Суссман важно сотрудничество владельцев по правилам художника, а также то, что картина может со временем «умирать», так как некоторые кусочки будут теряться (что, по мнению Snark.art, которые занимались цифровизацией этого произведения искусства, должно повышать цену оставшихся «атомов», каждый «атом» может быть продан отдельно, а также представляет собой произведение искусства). Ниже один из вариантов того, как эта работа сможет выглядеть.

-4

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе, Лабиринте или Озоне.