Найти в Дзене

«Бренчат кавалергарда шпоры, летают ножки милых дам...»

Янина Свице

Эти пушкинские строки, вероятно, пришли на память многим, кто оказался вечером 4 февраля в доме-музее С.Т. Аксакова. В этот день здесь состоялся небольшой бал или танцевальный вечер уфимской студии исторического танцы «Ассамблея».

Как мне рассказал ее руководитель, хореограф, член ита­льянской ассоциации общественных танцев XIX века Societa di Danza - Денис Аксенов, существует студия уже с 2005 го­да, а в доме Сергея Тимофеевича Аксакова такие рауты про­водятся с 2011 года. На сайте «Ассамблеи» перечислены цели и задачи студии, из которых мне, как историку-любителю, наиболее понравились такие: «Изучение и реконструкция бальных традиций и этикета» и «Повышение статуса города Уфы как бальной столицы». Столица не столица, но уфимс­ким бальным традициям уже не менее 235 лет!

В 1782 году в нашем крае произошли очередные адми­нистративные изменения, Уфа стала центром обширней­шего Уфимского наместничества, и по этому поводу 29 ап­реля в городе состоялись пышные торжества. Это событие изменило жизнь многих уфимских дворянских семейств, все еще живших «по-старине». В воспоминаниях о сво­ем деде, секунд-майоре Николае Николаевиче Пекарском (что был одним из руководителей обороны Уфы от пугачев­цев), известный российский историк П.П. Пекарский пи­сал: «С открытием в Уфе наместничества и наплывом ту­да новых людей, уже вкусивших вполне или отчасти евро­пейского развлечения, Николай Николаевич должен был волей-неволей уступать новым порядкам и нарушатьнекоторые из заветных правил старины. Так он решился вы­возить на танцевальные вечера вторую свою дочь - красави­цу Машу. Наместником тогда был в Уфе барон Игельштром, большой угодник и поклонник прекрасного пола. На одном бале смуглянка Пекарская привела барона в восторг, и он на другое утро поспешил послать ей роскошный букет цветов. Старики Пекарские пришли в ужас: дочь их, незамужняя де­вушка, получает подарок, хотя и от наместника государева, но все-таки холостого и постороннего мужчины! Николай Николаевич на родственном совете с женой Матреной Се­меновной положил не вывозить более своей дочери и де­ржать ее взаперти. К счастью Маши, за нее вскоре посва­тался уфимский помещик Воецкий; по выходе за него замуж для нее миновалось девическое затворничество».

В последующие годы балы, танцевальные вечера стали любимым развлечением дворянства. Вероятно, об одном из первых костюмированных балов уфимский чиновник Михаил Ребелинский 6 декабря 1792 года в своем дневни­ке сделал запись: «...у губернатора был маскерад». Танце­вали не только в губернаторском доме (который в эти го­ды находился на месте нынешнего Дома правительства) или домашних вечерах, но, вероятно, и в существовав­шем уже в то время Дворянском собрании. По крайней мере, М.С. Ребелинский 5 мая 1795 г. занес в свои запи­си очередную городскую новость: «.дом для дворянско­го собрания дочиста сгорел».

В сентябре 1824 года, когда Уфу посетил император Алек­сандр II, дворянство устроило по этому случаю один из са­мых грандиозных в истории нашего города балов. А дамы сделали все возможное, чтобы их наряды не уступали сто­личным. Об этих приготовлениях сохранились воспомина­ния генерал-майора Михаила Михайловича Ребелинского, которому в эту пору было около 10 лет. «.В доме появились купцы с разными товарами и дорогими шелковыми мате­риями; появились портнихи. После долгих толков и сове­тов была куплена богатая голубая материя. Портнихи шили платье... 17 сентября - день именин матушки, я хотел идти ее поздравить, но няня не пустила меня, сказав, что матуш­ка одевается. Часов в 11 она вышла одетая в новое шелковое платье и турецкую шаль. Я никогда не видал ее так богато одетою. В этом наряде она была очень хороша».

А вот как описал этот бал В.А. Новиков в своей книге «Сборник материалов по истории уфимского дворянства», вышедшей в 1879 году. «Распорядителями бала вместе с гу­бернским предводителем Мордвиновым были избраны Ан­дрей Степанович Топорнин, Федор Семенович Дмитриев и Николай Сергеевич Левашев. Хозяйкой бала была супруга председателя уголовной палаты Юрьева Екатерина Андре­евна (двоюродная сестра тогдашнего военного губернатора Эссена). Его Величество удостоил открыть с нею бал поль­ским и затем изволил пройти польский с Александрой Пет­ровной Пекарской, с Прасковьей Андреевной Дмитриевой, Аграфеной Федоровной Беляевой и княжной Марьей Ва­сильевной Ураковой. Туалеты дам отличались изяществом и роскошью, даже жены уездных чиновников были богато одеты. Так, на одной из них (жене исправника) было платье, выписанное из Петербурга, стоимостью в 600 рублей».

Но вернемся к современному балу в доме-музее С.Т. Ак­сакова. Дамы были в платьях в стиле «ампир», модном в 1795 - 1820-х годах. Именно такие наряды наиболее гармо­ничны в этих залах, где воссоздана обстановка 1790-х годов. Как известно по «Детским годам Багрова-внука» и «Семей­ной хронике», здесь собирался небольшой круг близких дру­зей родителей будущего писателя, а маменька Сережи Акса­кова - Мария Николаевна - встречала их «щегольски разоде­тая», и, конечно же, по последним веяниям ампирной моды.

И во времена Аксаковых, и в XIX веке, когда здесь жила семья известных уфимских дворян Листовских, непременно устраивались танцевальные и музыкальные вечера. И благо­даря работникам и хранителям этого замечательного дома, участникам студии «Ассамблея», здесь еще и еще раз ожили картины далекого, но, к счастью, не забытого прошлого!

...Вокруг пленительных харит И суетится и кипит Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд;

Шутя несчастных и счастливых Вертушки милые творят.

В движенье все. Горя добиться Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы: говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Смеяться справа эпиграммам.

Меж тем и в лентах, и в звездах,

Порою с картами в руках,

Выходят важные бояры,

Встав из-за ломберных столов,

Взглянуть на мчащиеся пары

Под гул порывистый смычков.

Евгений Баратынский «Бал»

#живопись #уфа #чтение #книга