Найти тему
Евгения Бельцова

Зачем нужна математика

Автор картинки: Gunther - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=225165
Автор картинки: Gunther - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=225165

Периодически сталкиваюсь с праведным возмущением простых граждан, мол, зачем нам была нужна вот эта вся сложная математика в школе, в жизни всё равно не пригодилась.

Давайте разбираться по порядку. Во-первых, математика ставит формальную логику. Она учит оперировать абстрактными понятиями определённым образом. Михаил Васильевич Попов, профессор, философии в Разведопросе у Гоблина заметил, что в 60-х годах в школах резонно перестали изучать отдельным предметом логику, поскольку была сильная математика. Всё равно учили формальной логике. Кстати, учебники в интернете можно найти, если нужно. Разве что знакомые операции переводят в категории понятий, оформленных в словах. Это немного непривычно, но, если хорошо знаешь математику, быстро научаешься таким словесным операциям, а за словами стоят понятия, начинаешь понимать, как из одного получается другое. Но навык нужно наработать. Без математики тут никак. Хотя, если в жизни логика человеку не нужна, чего мучиться над задачами...

Во-вторых, математика нужна как универсальный однозначный язык, на котором можно описать любое явление. Она не сама по себе появилась. Это очень прикладная наука. Вот например, мы можем сказать "Высокое дерево". А что под этим понимать? Насколько оно высокое? Скорее всего, оно много выше человеческого роста. А другое высокое дерево выше этого? Насколько? Если говорить о чувствах, эмоциях, описывать художественные образы, то "высокое дерево" подойдёт. Но если мы строим дом, то нам для него нужны деревья определённой высоты, чтобы получить брёвна нужной, а главное, одинаковой длины, которую мы можем померить в саженях, футах или метрах. Главное - чтобы однозначно.

Или другой пример. Картинка, которую я привела, это формула Эйлера. Это преобразование позволяет рассчитывать электрические цепи переменного тока, а значит, без него вообще никак не рассчитать режимы электроэнергетических систем, а значит, без него не будет у нас электричества. И так практически во всём. Ладно, ладно... До такого, конечно, далеко не всем придётся добираться, только специалистам. Но это просто пример, для понимания.

В-третьих, поскольку математика - высшая степень абстракции, она развивает наше мышление. Хотите развить мозг? Ничего лучше решения математических задач (причём с некоторым нарастанием сложности) просто не придумаешь. Вот Вы сидите, бьётесь над задачей, никак не получается, трудно, сложно, но Вы не сдаётесь. И вот наконец-то Вы победили её! Вы её решили! Вы от этого получите огромное удовольствие, ну а кроме того, Вы в своём мозгу вырастили одну (а может не одну) крепенькую универсальную связь, которая послужит Вам для других задач в постижении мира. Это, конечно, моё предположение, но, кажется, оно работает именно так. Поэтому пока Вы молоды, и связи между нейронами растут быстро, решайте задачи, тренируйте свой мозг!

Ну и в-четвёртых, если Вы натренированы на задачах, то такие простые житейские задачи, как рассчитать проценты по кредиту или по вкладу, рассчитать зарплату, соотнести время прихода/приезда/перемещения и т.п., будет совсем несложно. А таких задач немало.

Так что учите математику! Это очень полезно.