Найти тему
Наш край

Развитие протестантизма в сельской местности Гомельской области

Оглавление

Радикальная трансформация социокультурной сферы белорусского общества в конце ХХ века, проявившаяся в коренных сдвигах в области религиозного сознания, от­ношений государства и церкви, церкви и общества, привела не только к возвращению к «исторически традиционному» христианству, к «духовным истокам» предков, но и к по­явлению и массовому распространению протестантских типов религиозного мировоззре­ния.

Индекс роста численности зарегистрированных религиозных общин протестантских конфессий с 1970 г. по 2006г. — 6,24, что значительно больше, чем у православия (3,4) и католицизма (4,0). На протяжении последнего десятилетия прошлого века протестантизм по количеству религиозных общин укрепил позиции второго, после «национального» пра­вославия, конфессионального направления в Беларуси — количество зарегистрированных общин ведущей протестантской конфессии Церкви христиан веры евангельской пре­взошло число общин Римско-Католической церкви (в 2004 году — 492 против 427 соответ­ственно). Как показывают социологические опросы, проведенные по республиканской выборке в 1998 и 2006 гг., количественный рост протестантских общин не соответствует темпам роста численности протестантов, и как следствие, — численность католиков (11­12%) явно превалирует над численностью протестантов (1,5 — 2%) в структуре верующих. Тем не менее, рост численности зарегистрированных протестантских общин является ве­сомой причиной последующих изменений конфессиональной структуры населения. В ре­гиональном разрезе наиболее значительный рост численности протестантских конфессий характерен для восточно-белорусского региона. Рост численности протестантских общин в западно-белорусском регионе менее интенсивен в силу исторических особенностей формирования конфессиональной структуры: к началу 1990-ых годов в регионе сохранил­ся территориальный опорный каркас «традиционных» конфессий не смотря на политику «воинственного атеизма». Значительный рост численности протестантских общин в ука­занном регионе был ограничен потенциалом территории и количеством населения, не во­влеченных в религиозную сферу. Более длительное развитие процесса секуляризации в ХХ веке в восточно-белорусском регионе, в сравнении с западно-белорусским, и в следст­вии этого возникновение недостаточно насыщенного конфессионального пространства явилось фактором формирования совершенно иной, исторически нетрадиционной для ре­гиона в плане территориального разнообразия общин, религиозной структуры с резким превалированием в динамике возникновения общин протестантских конфессий и католи­цизма в сравнении с традиционным православием. Безусловно, наибольший рост числа протестантских общин в регионе характерен для городов — крупных административно­экономических центров. Тем не менее, особенностью региона, в частности Гомельской области, является значительная роль протестантизма в конфессиональной структуре сель­ской местности. Доля общинных центров всех конфессий в численности сельских насе­ленных пунктов области составляет 5,8% в которых сконцентрировано 33,5% сельского населения области; доля протестантских центров в поселенческой структуре — около 1% с концентрацией сельского населения 6,8%.

Не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новостей и новых исследований!

Распространение протестантских общин Гомельской области, расположенных в сельских населенных пунктах, отличается неравномерностью размещения по районам об­ласти. Если в некоторых районах протестантские общины в сельской местности отсутст­вуют (Гомельский, Ельский, Лельчицкий, Лоевский, Наровлянский, Речицкий), то в дру­гих их количество доходит до 5 (Петриковский) и 9 (Житковичский). Причинами, ограни­чившими проникновение протестантских конфессий в сельскую местность, являются: большая роль районных центров и значительная концентрация населения в них по сравне­нию с остальным населением района; отсутствие достаточно крупных населенных пунк­тов; их труднодоступность в транспортном отношении; большое количество «мертвых» деревень, расселенных после аварии на ЧАЭС. Присутствие большого количества протестантских общин в сельских населенных пунктах обусловлено географическим положени­ем Житковичского и Петриковского районов — районы расположены на западе области и соседствуют с наиболее «протестантскими» районами Брестской, Минской областей и всей республики: Лунинецким — 29 протестантских общин (46 — всего общин в районе), Пинским — 47 (86), Столинским — 29 (68), Солигорским — 32 (46). Среди других факторов можно выделить: «легкодоступность» — наличие транспортных путей республиканского значения (Полесский транспортный коридор) и широкоразветвленной местной сети дорог; преобладание больших сельских населенных пунктов, сформировавшихся в результате их укрупнения во время осушительной мелиорации на Полесье.

Учитывая возрастную структуру населения сел и исторический аспект развития протестантских общин возможно выделить следующие типы сельских населенных пунк­тов — общинных центров протестантских конфессий: 1) крупнейшие сельские населенные пункты (численность жителей более 900 чел.) с прогрессивной возрастной структурой на­селения (коэффициент демографической нагрузки К менее 0,8) моноконфессиональные центры; 2) крупные сельские населенные пункты (500-900 чел.) с прогрессивной возрас­тной структурой населения (К менее 0,8) моноконфессиональные центры; 3) средние сельские населенные пункты (от 200 до 500 человек) со стареющим населением (К менее 0,8) моноконфессиональные центры; 4) крупнейшие сельские населенные пункты (более 900 человек) со стареющим населением (К от 0,8 до 1) моноконфессиональные центры; 5) крупные сельские населенные пункты (от 500 до 900 человек) со стареющим населением (К от 0,8 до 1) моноконфессиональные центры; 6) средние сельские населенные пункты (200-500 чел.) со стареющим населением (К от 0,8 до 1) моноконфессиональные центры; 7) крупнейшие сельские населенные пункты (более 900 человек) со старым населением (К более 1) моноконфессиональные центры; 8) крупные сельские населенные пункты (от 500 до 900 человек) со старым населением (К более 1) моноконфессиональные центры; 9) средние сельские населенные пункты (200-500 чел.) со старым населением (К более 1) мо­ноконфессиональные центры; 10) малые и мелкие сельские населенные пункты (менее 200 чел.) со старым населением (К более 1) традиционные моноконфессиональные центры; 11) крупнейшие сельские населенные пункты (более 900 чел.) с прогрессивной возрастной структурой населения (К менее 0,8) центры конфессионального дуализма; 12) крупные сельские населенные пункты (500-900 чел.) с прогрессивной возрастной структурой насе­ления (К менее 0,8) центры конфессионального дуализма; 13) крупнейшие сельские насе­ленные пункты (более 900 человек) со стареющим населением (К от 0,8 до 1) центры кон­фессионального дуализма; 14) крупнейшие сельские населенные пункты (более 900 чело­век) со старым населением (К более 1) центры конфессионального дуализма; 15) крупные сельские населенные пункты (от 500 до 900 человек) со старым населением (К более 1) центры конфессионального дуализма.

Больше статей по истории протестантизма в нашем регионе читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.