Найти тему

Как идти, куда идти писателям?

Галарина

Союз писателей сейчас напоминает съезд мелиораторов в пустыне

Сахара. Эти бесплодные споры о том, какой ширины рыть каналы, они неконструктивны. Потому что уже не существует рек, из которых можно провести каналы, чтобы напоить эту пустыню. Потому что изменить надо технологии. Канал между Амударьей и Сырдарьей сделать невозможно, нет уже этих рек полноводных. Да, нет бюджетного финансирования. И ранговый вопрос - «кто здесь будет главным мелиоратором строительства великого канала» - бессмыслен. Пустые споры. Тут вопрос в методике уже. Пора переходить к капельному орошению, пора понимать, что изменилась эпоха.

Интеллектуальный человек выполняет разные функции. Он не только производит интеллектуальный продукт, он осмысляет чужой интеллектуальный продукт. Это то­же очень важная функция в социальном обществе. Сейчас благодаря доступности информации уровень знаний и чиновника, и уборщицы может быть примерно одина­ков, все можно почерпнуть из Интернета. Но многое зависит от степени осмысления, и, так скажем, дискурса и ракурса этого ос­мысления. Раньше человек, находящийся на вершине социальной лестницы, имел больший доступ к специальным хранили­щам, спецзаказам, каким-то редким кни­гам - то, что человек с улицы не мог иметь. В силу этого вышестоящий имел более ши­рокую панорамную картину о происходя­щем в мире и в искусстве, то есть его сте­пень информационной насыщенности позволяла делать ему более глубокое ос­мысление, чем человеку менее информи­рованному, не причастному к каким-то верхушкам социальной пирамиды.

Сейчас в современном мире ситуация другая. Практически вся информация лежит в открытом доступе (огромная ее часть). Вопрос в отборе и осмыслении, методиках обработки. Как в голове уст­роено, что мозг выбирает, как он усваи­вает, что он между собой сравнивает, как он сортирует этот поток данных. И все интеллектуальные люди выполняют эту функцию - переработку информации и выстраивание новых логических цепо­чек, новых логических связей.

К сожалению, новые логические свя­зи у определенного сорта людей никак не могут выстроиться. У некоторых «гене­рал» - это работа, у некоторых - это меч­та. Мечтатели хотят рангового поощре­ния, не могут жить без цветовой диффе­ренциации штанов (вспоминаем фильм «Кин-дза-дза»), звания главного мелио­ратора Сахары или еще чего-нибудь. Ор­дена Диора 3-й степени, пусть сделанного из пряжки от ремня и три дня назад изоб­ретенного. Они за этот мифический ор­ден предадут любого соратника, вообще любого. Это напоминает иногда шалман по поводу рангового голода, этакое вос­стание сипаев в Индии. Помню, читала в детстве, как сипаи предавали своих близ­ких друзей, даже родственников ради по­четной смерти. То есть у них существова­ли понятия «почетная смерть» и «позор­ная». Они предавали не ради жизни. И вот так же у нас люди предают идеалы, близких по духу людей, еще что-то ради почетной смерти. С орденом на груди. То есть отка­зывают людям, которые долго рядом рабо­тали с ними, в каких-либо правах на зна­чимость в культуре. Потому что ранговое голодание для них, оно важнее реального голода, который настиг нашу культуру. Го­лод этот называется отсутствием осмыс­ления происходящих масштабных изме­нений - причем, это всемирное явление. Но чтобы что-то осмыслить, чтобы изба­виться от эрозии, от этого утомляющегодевятого вала бессмысленных мероприя­тий, нужно что-то предпринимать. Напри­мер, при капельной мелиорации мало то­го, что к каждому растению подводят ка­пиллярный шланг, по которому поступает влага к корню, еще ведь и теплицы строят. Ведь смешно, наверное, там, где нет холо­дов, а стоит вечная жара, строить теплицы, но этим добиваются того, что не осушается воздух. Нам, в сущности, нужно чтобы со­юз, творческий союз был такой теплицей, те плицей с доброй атмосферой друг к дру­гу. Надо понимать, что потоков, в которых мы будем купаться, - их уже нет. Надо ос­мыслять, как устроить эту систему подачи живительного питания, информационного питания, живительного внимания, потому что энергоресурсом творческого человека является внимание также. Не только фи­нансирование. Конечно, получению вни­мания может способствовать напрямую получение денежных средств для того, что­бы провести фестиваль или издать альма­нах, провести творческую встречу.

Нужны деньги для печати книг, для приглашений гостей. Но иногда они прос­то выбрасываются на ветер, как это пока­зало проведение фестиваля «Горящая го­ра». Было приглашено множество людей, но на встречи с замечательными гостями, о которых никто не знал - об этих встречах не было никакого информационного опо­вещения, - приходили единицы. Вот на встречу с петербургской поэтессой Гали­ной Илюхиной, к примеру, пришел только представитель со стороны, которая прово­дила фестиваль, то есть ведущий Николай Грахов, и пришли лично знакомый с ней Айдар Хусаинов и я. Больше никого в за­ле не было. Такая же категория была и по другим мероприятиям - знаю, что была встреча с Вадимом Богдановым по пово­ду обсценной лексики - пришла одна Аня Ерошина, и все. Она даже у меня спро­сила: - «На всех мероприятиях так?» Да, примерно все так и проходило. То есть бы­ли выделены достаточно большие средства - выход был пшик. Да потому что их прос­то пролили на землю, а это должно быть доведение до каждого заинтересованного или могущего быть заинтересованного во встрече лица. Не было осуществлено это капиллярное подведение к каждому за­интересованному, к каждому человеку, который может осмыслить это меропри­ятие, осмыслить значение его, произвес­ти какой-то культурный обмен с высту­павшими и специально приехавшими на этот фестиваль людьми. Просто вода бы­ла выплеснута и испарилась в воздух, не принеся ни свежести, ни плодов. Ника­ких полезных результатов по итогам фес­тиваля не произошло.

Поэтому, давайте обратим свое вни­мание на людей, которые этим уже за­нимаются 14-й год. Они занимаются этим капиллярным питанием творчес­ких личностей, доведением до каждого, адресной рассылкой предстоящих ме­роприятий заинтересованным лицам. Не просто напечатать объявление в Интер­нете - и дальше кто хочет, тот найдет. Нет. То есть каждое заинтересованное лицо, хоть раз прикоснувшееся к УФЛИ, остав­ляет контактный адрес и получает адрес­ную рассылку по всем мероприятиям, по всем идеям. Можно выставить свои идеи на обсуждение. Создается вот такая куль­турная обогащенная среда, в которой ин­формационный и творческий обмен идет гораздо продуктивнее. Да, это техноло­гии, я бы сказала, нового времени.

А что такое было 8 февраля - подполь­ное проведение заседания обкома? Не бы­ло никакого открытого оповещения ни на форуме Союза писателей - сайт Союза писателей практически мертвый, фору­ма там нет, - ни в каких-либо других ис­точниках массовой информации. То есть свои собрали своих. По принципу - мели­ораторы пустыни собрались и решили: да, мы будем поддерживать проект велико­го канала, и мы будем поддерживать того, кто проложит великий канал, несмотря на то, что воды нет и не будет. Мы будем тра­тить силы и средства на рытье этого кана­ла. И мы будем разрушать эти теплицы, в которых растут молодые ростки культуры.

и литературы. Да, ранговый голод, конеч­но, чудовищная вещь. Ранговый голод и погубил Советский Союз, потому что ни­как не могли отказаться наши старики из Политбюро от «мечты быть генералом», от всего почета, который имели, и понять, что работать-то уже не могут. Понимали только, когда уйдут с поста, станут обыч­ными пенсионерами. Нет, они могли уме­реть, только будучи председателем Поли­тбюро, как сипаи, которые были соглас­ны на многое ради почетной смерти. Три генсека умерли подряд, они менялись - Брежнев, Черненко, Андропов. Это были люди, пораженные ранговым голоданием.

То же самое происходило в последнее десятилетия в Союзе писателей РБ. Его снова и снова после очередных выборов возглавляли люди, пораженные «меч­той быть генералом», но не представляю­щие себе специфику работы в современ­ных технологиях. Кстати, ранговым голо­данием может быть поражен и человек не старый, как доказывает опыт Андропова. Он тоже был нефункционален и мало ра­ботоспособен в силу других особенностей его организма. Умный человек всегда най­дет другого умного человека, которого мог бы предложить и направить. Он этого не сделал. Советский Союз, некоторым об­разом, пал жертвой мечтательности высо­копоставленных лиц. Мы последние годы наблюдаем смену четвертого председате­ля Союза писателей и также наблюдаем утоление рангового голодания. Союз пи­сателей не пал его жертвой до конца, но съеживается как шагреневая кожа, его де­ятельность съеживается, его материаль­ные активы и пассивы были утрачены. Исчезли не только 32 стула, но и микроав­тобус, и легковой служебный автомобиль. Все было распылено бессмысленно, без­отчетно. То есть человек становится пред­седателем и «гуляй, Вася». А ведь надо ра­ботать, надо выращивать новые таланты, достигать результатов.

Год литературы прошел чисто в орга­низованных государством местах. В неко­торых местах он прошел даже без участия писателей - забывали пригласить. На от­крытие Года литературы не было членов Союза писателей, просто поразительно! Вообще-то Год литературы должны были проводить литераторы. Но этого не про­изошло. Потому что литератор - это че­ловек, который занимается литературой, а не ранговой борьбой. У нас действующих писателей, которые бы продолжали рабо­тать до полного воплощения замысла, хо­тели бы видеть в литературе рецепт или молитву, очищающую душу, и решали бы некие этические дилеммы в каждом своем произведении, практически не осталось. Либо ты понимаешь современную ситу­ацию, либо ты живешь экстримом про­шлых стереотипов. Адреналином возни, борьбы, ажиотажем выбора великого ме­лиоратора, грандиозностью великого ка­нала. Какими-то давно забытыми иллю­зиями. Каналы рыли в эпоху поворота рек с севера на юг, когда казалось, что миро­вые запасы воды безграничны. Когда ка­залось, что запасы государства безгранич­ны и можно вести интриги. Государству вообще-то есть дело или нет дела до эти­ческих дилемм, мне трудно сказать. По­тому что это механизм. Какие могут быть этические дилеммы у часов, у шестеренок, у пружин. Да могут быть этические дилем­мы у человека, у которого ключ, чтобы за­водить часы. Но не более того. А мы все живые, мыслящие, творческие люди. В независимости от того, как механизм го­сударства поворачивается и прокручива­ется, мы сами делаем свой выбор. Опреде­ляем свое понимание ситуации, свое по­нимание, каким должно быть ресурсное управление на современном этапе.

Итак, ради чего, для чего, - надо воз­водить и продолжать методичную работу по капельному информационному пита­нию, по созданию и привлечению новых интеллектуальных и свежих сил, молодых писателей, по правильному использова­нию уже имеющихся ресурсов. Это долж­на быть стройная и продуманная система в голове администраторов и организато­ров. Пока же мы видим разброд и шатание.

Люди, которые не могут, не понимают современной ситуации, они просто уве­рены, что надо разрушать вандалисти- ческим образом теплицы, в которых зре­ют плоды будущего.

Мы сейчас стоим на пороге новой тех­ногенной эры - постиндастриал. Кто- нибудь задумывался о том, как наши дети отличаются от нас, наши дети, которые никогда не видели дисковый телефон, наши дети, которые не представляют, что можно жить без компьютера и Ин­тернета. Наши дети, живущие в глобаль­ном океане информационных потоков.

Да, на современном этапе мы должны не создавать глобальный информацион­ный поток, мы должны сортировать ин­формацию и осмыслять реальность. Мы должны давать какие-то этические ди­леммы и ориентиры каждый раз. В ли­тературных произведениях это стано­вится отчетливо видно. Я задумываюсь о тех последних вещах, которые при­влекли мое внимание, которые дейс­твительно перепахали мою душу. Ве­щи, написанные модным ноль-стилем, оставляют после себя ноль эмоций. Но иногда этот ноль занимает место зна­чимой единицы, съедает ресурс, необ­ходимый для производительного труда.

Удивительное свойство современного сознания есть склонность заменять сло­во «лучше» на «круче». Линейка «лучше - хуже» предполагает знание норматива, твердую уверенность в том, что такое хо­рошо, что такое плохо. Твердую границу между добром и злом установить сегод­ня никому не под силу, моральный авто­ритет церкви и государства, как апологе­тов незыблемых канонов, благодаря ин­формационной прозрачности утрачен. Возникает линейка «круче - отстойнее»,где включается мотив социального пре­стижа, более-менее ясный, здесь имеется хоть какая-то ориентация. Таким обра­зом, слово выражает состояние сознания. Так вот призывы «строить великий канал и поддержим лицо, облеченное доверием прошлых великих мелиораторов, органи­зовавших нам Сахару вместо культурного оазиса» - это полный отстой! Настоящее крутое дело - уже много лет еженедельно выращивать «дуб вечности» из каждого зеленого желудя, пытающегося прорасти на поле литературы.

#живопись #уфа #чтение #книга