Культиватор один из самых популярных агрегатов среди садовой техники. В любом дачном или строительном магазине вы можете увидеть огромный ассортимент культиваторов и другой садовой техники. Для того, что бы в них разобраться, нужно знать виды культиваторов и их особенности.
Основополагающим отличием культиваторов является вес. По этому признаку можно выделить следующие виды культиваторов:
- легкие
- средние
- тяжелые
Легкие культиваторы
К легким относятся культиваторы весом до 35 кг и обладают следующими параметрами:
- глубина обработки до 15 см
- ширина обработки до 45 см
- площадь обработки до 2 соток
Легкие культиваторы предназначены для рыхления (культивации) почвы, перемешивания с землей вносимых удобрений. Использование с дополнительным навесным оборудованием не предусмотрено.
Кстати, обратите внимание на то, что диаметр фрез и глубина обработки это разные параметры. Диаметр фрез у легких культиваторов всегда больше. Это связано с тем, что легкий культиватор практически невозможно углубить на полный диаметр фрез.
Средние культиваторы
К средним относят культиваторы весом от 35 до 50 кг и обладают следующими параметрами:
- глубина обработки до 20 см
- ширина обработки до 55 см
- площадь обработки до 10-15 соток
- мощность двигателя 4-5 л.с.
Если конструкцией предусмотрено, то помимо культивации почвы и ее перемешивания с удобрениями, культиваторы ,могут еще вспахивать и окучивать. Но, для этого нужно купить дополнительное навесное оборудование. К такому оборудованию относится сцепка, грунтозацепы, плуг и окучник.
Тяжелые культиваторы
К тяжелым относятся культиваторы весом более 50 кг. Такие культиваторы обладают следующими параметрами:
- глубина обработки до 35 см
- ширина обработки до 90 см
- площадь обработки до 25 соток
- мощность двигателя 6-7 л.с.
Тяжелые культиваторы предназначены для культивации почвы, заноса в грунт удобрений, окучивания, выкапывания картофеля. Установка дополнительного навесного оборудования предусмотрено для всех культиваторов этого вида. Кстати, некоторые производители указывают, что такими культиваторами можно вспахивать целину.
Следующие основное отличие — это тип двигателя. Культиваторы бывают с электрическим или бензиновым двигателем.
Электрические культиваторы
Электрические культиваторы относятся к легкому виду. В основном используют для труднодоступных мест: клумбы, грядки, междурядья. Так как они не имеют выхлопа, идеально подходят для работ в теплицах.
Электрические культиваторы можно разделить на два подвида: сетевые и аккумуляторные. Аккумуляторные культиваторы более мобильны в использовании. Так как у них нет шнура, который мешает работать.
Бензиновые культиваторы
Бензиновые культиваторы можно отнести к легким, средним и тяжелым культиваторам, в зависимости от конструкции и мощности двигателя. Так же, по типу бензинового двигателя, можно выделить две группы: двухтактные и четырехтактные.
Двухтактные двигатели устанавливают только на легкий вид культиваторов.
Далее, что бы изучить все виды культиваторов, нужно оттолкнуться от их конструктивных особенностей. Конструкция отличается от разных комбинаций видов сцеплений и редукторов.
Виды сцеплений
Можно выделить три вида сцеплений, которые применяются на культиваторах:
- ременное
- дисковое
- центробежное
Ременное сцепление
Принцип работы ременного сцепления заключается в следующем. На валу двигателя закреплен ведомый ролик, который вращается вместе с валом. Другой ролик закреплен на валу редуктора, т.е ведомый ролик. Оба ролика соединяет кольцевой ремень. Сбоку от ремня находится прижимной ролик. Когда вы выжимаете ручку сцепления, ролик прижимается к ремню и он натягивается между ведущим и ведомым роликом. В итоге, крутящий момент с вала двигателя передается на редуктор.
Большое преимущество такого сцепления в том, что он предохраняет двигатель и редуктор при заклинивании фрез в почве. То есть, если фрезы культиватора заклинило на ходу, ремень начнет просто проворачивать на роликах. Из за этого он может сгореть или порваться, если вовремя не отпустить ручку сцепления. В любом случае, замена ремня несложная и недорогая процедура, по-сравнению с заменой двигателя или редуктора.
Этот вид сцепления применяется на всех видах культиваторов. От легких до тяжелых.
Дисковое сцепление
Принцип работы дискового сцепления заключается в следующем. На валу двигателя закреплен диск, который может передвигаться по валу. Когда вы выжимаете трос сцепления, диск прижимается к диску редуктора. за счет этого передается крутящий момент на редуктор.
На некоторых культиваторах вместо дисков устанавливают чашки. Такая конструкция увеличивает площадь соприкосновения сцепления. Из-за этого, оно может дольше прослужить.
Из-за конструкции такого сцепления, культиватор легко разбирается на несколько компактных частей. Если вам необходимо постоянно перевозить культиватор на легковом автомобиле, то культиватор с таким сцеплением будет для вас оптимальным решением. Но есть один минус, такое сцепление быстро нагревается, поэтому лучше останавливать работу культиватора каждые 30 минут. Для того, что бы сцепление остыло,.достаточно 20-30 минут.
Дисковое сцепления применяется на средних культиваторах.
Центробежное сцепление
Центробежное сцепление редко применяют на культиваторах. На данный момент, только на легких культиваторах с двухтактным двигателем. Кстати, раньше применялось на «наших» культиваторах Тарпан, который был очень популярен. Такое сцепление применяется на бензопилах и бензиновых триммерах.
Принцип работы центробежного сцепления полностью автоматический и заключается в следующем. На определенных оборотах под воздействием центробежной силы колодки, которые закреплены на валу двигателя, расширяются в сторону торцевых стенок фрикционного диска редуктора. В момент соединения стенок диска и колодок происходит сцепление, т.е. крутящий момент передается на редуктор.
Теперь рассмотрим виды редукторов, которые применяются на культиваторах.
Виды редукторов на культиваторах
На культиваторах устанавливают следующие виды редукторов:
- червячный
- цепной
- шестеренчато-цепной
Далее рассмотрим каждый вид подробно
Червячный редуктор
Для начала, рассмотрим принцип работы червячного редуктора. На конце вала редуктора расположен червячный болт, который взаимодействует с шестернями.
Плюсы червячного редуктора: простота конструкции и цена.
Минусы у него следующие: быстрый нагрев, маленькое КПД и быстрый износ. Поэтому червячный редуктор устанавливают на легкие и средние культиваторы. То есть он отлично подходит для редких и не тяжелых работ с почвой.
При работе культиватором с червячным редуктором нужно каждые 30 минут останавливаться до полного остывания редуктора. После этого можно продолжать работу. Еще одним нюансом является то, что достаточно часто нужно добавлять смазку в редуктор.
Цепной редуктор
Теперь рассмотрим как работает цепной редуктор. Кольцевая цепь соединяет ведущую и ведомую шестерни. То есть крутящий момент, посредством цепи, передается с одной на другую шестерню. такой редуктор можно назвать самым надежным. Такой редуктор устанавливают на все виды культиваторов.
Цепной редуктор может быть обслуживаемым или не обслуживаемым. Это означает, что в некоторые редуктора не требуют добавления смазки. И те и другие по надежности не уступают друг другу. Но не обслуживаемый цепной редуктор можно увидеть только на легких и средних культиваторах.
Если сравнить червячный и цепной редуктор, то цепной имеет большее КПД и надежность. Минус у него только один, это то, что существует шестеренчато-цепной редуктор.
Шестеренчато-цепной редуктор
Принцип работы шестеренчато-цепного редуктора ничем не отличается от цепного. Главное, чем он отличается от обычного цепного, это повышенной надежностью и повышенным крутящим моментом. Для этого конструкция усиленна несколькими ступенями шестерней.
Такой редуктор устанавливают только на средние и тяжелые культиваторы и мотоблоки. Культиватор с таким редуктором предназначен для больших объемов работы или для обработки целины.
Мы рассмотрели все виды сцеплений и редукторов, которые могут быть установлены на культиваторы. Теперь переходим к их комбинациям.
Комбинации сцеплений и редукторов культиваторов
ременноедисковоецентробежноечервячный***цепной*шестеренчато-цепной*
Возможно, могут быть и другие комбинации, но я таких не встречал. Кстати, у мотоблоков другие комбинации.
Червячно-муфтовый вид культиваторов
Рассмотрим первую комбинацию. Червячный редуктор комбинируют с центробежным сцеплением на легких бензиновых культиваторах. И с дисковым сцеплением на средних культиваторах с бензиновым двигателем. Двигатель у таких культиваторов установлен вертикально. Небольшим минусом является отсутствие реверса, так как технически это не возможно. Такая конструкция вполне подходит для целей, которые можно выполнить легким или средним культиватором. Так же стоимость такого культиватора значительно ниже, по сравнения с другими.
Нельзя говорить, что такая конструкция ненадежная, так как предназначена для редких и непродолжительных работ на небольших территориях. Тем более, средним культиваторам эта конструкция дает большое преимущество в транспортировке. Что бы его разобрать и компактно сложить в багажник машины, достаточно сделать несколько действий. Первое, снять ручку газа с руля и открутить болты крепления руля от корпуса культиватора. Второе, снять хомут на корпусе сцепления. И все. Так что, стоит обратить внимание на такую конструкцию культиватора, если на обрабатываемом участке хранить его негде или нельзя.
Ременно-червячный вид культиваторов
Вторая комбинация, т.е ременное сцепление с червячным редуктором, применяется только на средних культиваторах с бензиновым двигателем. Если сравнить их надежность с предыдущей конструкцией средних культиваторов, то можно сказать, что они не менее надежны. Но, у него есть два больших преимущества. Первое, как я уже подробно писал выше, это преимущества ременного сцепления. Второе, которое тоже относится к сцеплению, это возможен реверс.
Реверс предназначен для вращения фрез в обратном направлении, а используется для легкого вытаскивания культиватора из почвы. Цена культиватора с реверсом дороже на 1-2 тысячи рублей, в зависимости от производителя.
Ременно-цепной вид культиваторов
Третья комбинация, т.е. ременное сцепление с цепным редуктором, применяется на легких, средних и тяжелых культиваторах с бензиновым и электрическим двигателем. Можно сказать, что это самая надежная конструкция культиватора во всех отношениях. С одной стороны, это все преимущества ременного сцепления, с другой стороны это высокая надежность цепного редуктора. В своей практике я еще не встречал культиватор с поломкой цепного редуктора, если он правильно обслуживался.
Еще одна важная особенность, это то, что таким культиваторам с бензиновым двигателем можно работать без остановки продолжительное время.
Ременно-шестеренчато-цепной вид культиваторов
Четвертая комбинация, является самой надежной и дорогой. Используется только на средних и тяжелых культиваторах. Не имеет большой популярности из-за цены, так как в этой ценовой категории уже можно выбрать мотоблок.
Виды культиваторов по остальным характеристикам
Как и любая техника, культиваторы могут отличаться мощностью двигателя. Бензиновые четырехтактные от 3,5 до 9 л.с. Бензиновые двухтактные от 2 до 3 л.с. Электрические от 750 Вт до 2000 Вт.
По ширине и глубине захвата : ширина захвата от 22 до 90 см, глубина захвата от 10 до 35 см.
По регулировке руля: без регулировки, регулировка по вертикали, регулировка в двух плоскостях.
По наличию реверса: без реверса, с реверсом
По наличию транспортировочных колес: без колес, с задним расположением колес, с передним расположением колес.
По навесному оборудованию: с возможностью использования дополнительного навесного оборудования и без него.
Удачной работы!