Малик Насихович Якшимбетов (18. 04. 1944 - 18. 02. 1993),
первый кинорежиссер Башкортостана, снявший фильмы «Дни Салавата Юлаева» (1991), «Аксаков и Башкирия» (1991), «Врата свободы» (1992), будучи на кинофестивале в Ашхабаде, записал на видео свои мысли о кинематографе в Башкортостане. Взгляд профессионала, беспощадная критика недостатков постсоветской системы кинематографа будут интересны читателям «Истоков».
- Я, Малик Якшимбетов, столько раз в жизни брал интервью, выслушивал километры чужой боли, радостей, размышлений. И, как профессионал, понимаю - не все, о чем говорит человек или хочет сказать, будет услышано, будь то на радио или в кино. Обычно отбирается то, что нравится начальнику, или то, что может понять сам журналист, газетчик.
Я знаю, как бережно надо относиться к сказанному слову.
И в то же время я беззащитен перед человеком, который будет поправлять, вырезать, кромсать мою речь.
В данный момент я нахожусь в Ашхабаде, на кинофестивале, где представляю свою картину «Врата свободы»... Перед тем как жюри решит, какую оценку получит первый башкирский полнометражный художественный фильм, режиссером и соавтором сценария которого я являюсь, хочу рассказать, как он делался.
Для меня это вопрос исторически важный, потому что это на данный момент итог моей прожитой жизни.
ВСТРЕЧА СО ЗВЕЗДОЙ
- Окончил школу в Сибири, в Кемерово. Сначала поехал на комсомольскую ударную стройку на Байкал. После этого познакомился в Сибири с Василием Макаровичем Шукшиным. Для него это была эпизодическая встреча, для меня - решающая. Это была встреча со звездой! Я увидел живого классика. Тогда для нас, молодежи, пишущей и думающей об искусстве в Сибири, он моментально стал кумиром, мы были поражены его книгой. Именно он вдохновил меня, и я поступил во ВГИК на факультет к Белокурову и Чухраю, в мастерскую художественного фильма и телефильма. После окончания института начал снимать фильмы в Казахстане.
ЗНАКОМСТВО С РОДИНОЙ ПРЕДКОВ
- В 1966 году, учась на втором курсе, я выбрал место практики - Башкирскую киностудию, хотя мог поехать куда угодно - на Одесскую студию, Ленфильм, но выбрал уфимское телевидение.
Хотел посмотреть на родину своих предков. Долгое время у меня был запрет на нее. Отец говорил: «Ты не сможешь найти счастья и работы в Башкирии, потому что мы - „валидовцы“ и не имеем права обнародовать свою связь с Валидо- вым». Я не знал, кто этот человек, и не понимал отцовской боли. Я вырос в поселке Сиблаг. До 20 лет, до прочтения рассказов Солженицына, думал, что у меня село такое же, как Калиновка или Ивановка.
Приехал в Уфу, там была киногруппа.
Как же я хотел этого кино и Башкирии в кино! И, наверное, это страстное желание увидели люди-начальнички. Они и написали письмо на имя Чухрая, вот мол, Малик такой-сякой, называет Смоктуновского Кешей, не уважает начальников, он - ненадежный в политическом плане человек!
Чухрай перед всем курсом разорвал письмо, не стал читать, а мне сказал: «Не засоряй этой мерзостью мозги».
И ведь эти люди (написавшие на меня пасквиль) кем-то руководили, требовали почестей и наград.
С тех пор, конечно, о возможности работы в Уфе речи не было. И слава Богу! Спустя несколько лет я встретил некоторых людей из Уфы, они в профессиональном плане не выросли. А все потому, что общественное сознание в этом городе находится в стоячем болоте. И вот, будучи уже режиссером в Алма-Ате, я получил приглашение приехать в Башкирию, мне предложили чуть ли не все главные посты в киностудии, которую, кстати, нужно было восстанавливать. Никакой поддержки со стороны государственных структур не было. Они не обеспечивали ни финансами, ни материальными ресурсами, не было и планомерной программы. Только подачки.
ПСИХОЛОГИЯ
РАЙОННОГО НАЧАЛЬНИЧКА
- Я, в силу своего характера и уровня сознания, оказался не ко двору. Я прошел политическую школу кинематографа и сановников считываю моментально, тут же вычисляю его духовность, закулисную игру. Его привычки.
И вот, приехав туда, подумал: какая картина может двинуть башкирский кинематограф? Какой фильм нужно снимать?.. Попросил деньги у Совмина, дали. Но министр культуры за спиной, оказывается, уже пообещал их другому режиссеру, эти деньги моментально ушли. Трое директоров трижды пытались меня уволить. Но я продолжал работать, понимая, что только кино может меня тут спасти. Я уже тогда порвал с Казахстаном, жил в Уфе.
ВРАТА СВОБОДЫ
- Счастливый случай все же произошел. Я бесконечно благодарен Ринату Баимову, который заключил договор с банком «Восток», и тот выделил миллион рублей на фильм. Я взял первый попавшийся сценарий, заключил договор. О чем я хотел снять кино? Только о свободе. Так и появились «Врата свободы». В процессе его создания у меня возникали припадки паники и отчаяния: где снимать, как снимать? Получится ли задумка? Ничего не находил, никаких зацепок, потом узнал, что в Темясово есть врата свободы, которые, в свое время, построил Заки Валиди.
КАК ЭТО БЫЛО
- Отдельно стоит рассказать о создании фильма. Старая пленка, давнишняя аппаратура, одна камера и один режиссер - вот и весь арсенал. А директору до этого и дела не было. Он приходил на работу, чтобы решить один единственныйвопрос: выдать на сегодня мне машину для выезда на съемки или нет. И все это с важным видом, полагая, что он совершает что-то очень полезное.
Анекдотичность ситуации на киностудии сама по себе была бы смешной, если бы не унижала сам кинематографический процесс и людей, в нем участвующих. Нет аппаратуры, зато есть три бухгалтера, три замдиректора, которые не отличают кинокамеру от отбойного молотка. Директор получает зарплату, установленную министром, и никто не имеет права получать больше. А то, что кто-то трудится усердно, но получает мизер, никому не интересно.
О КАДРАХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
- Кинематограф - современнейшая отрасль, тут должно быть не мышление, а супермышление, тут халатность недопустима.
В студии, к примеру, на полу валяются железки, части аппаратуры. Они лежат, ржавеют, и если бы не энтузиасты-мальчики, которые любят кино (неизвестно получают ли зарплату), не разгребали бы это все, то неизвестно, что вообще было бы с киностудией!
Но туда почему-то не берут тех, кто болеет кинематографом. Вместо этого кинооператор устроил сына (не имеющего никакого отношения к кино) ведущим инженером. Это убогая философия - «если ты мой друг, родственник, то я возьму тебя на должность». Идет мелкая возня, на это стыдно смотреть!
В Совмине есть отдел культуры, там сидят важные люди, они думают, что если выдают деньги, то они идут на дело. И никаких проверок! Народные деньги тратятся впустую. Самое печальное, что в Уфе уже свыклись с этим унижением. Рабское состояние души в Башкирии стало нормой.
ЭТО НЕ ЛИЧНЫЕ ОБИДЫ
- Когда я рассказываю, как, в каких условиях делал картину, слушающие не верят: «Да не может быть, ты, наверное, гиперболизируешь».
Но, к сожалению, это не так.
Я не знал, примет ли фильм государственная структура, банк «Восток». Потому как предугадать это в Башкирии невозможно.
На международный кинофестиваль в Ашхабаде «Серебряный полумесяц», который объединяет тюркские народы, должна была приехать башкирская делегация. В нее я включил съемочную группу, но директор киностудии по непонятным причинам самовольно вычеркнул откуда автора сценария, не позаботился о том, чтобы мне, режиссеру-постановщику, - первому дипломированному специалисту Башкирии, привезти командировочное удостоверение. Все организационные вопросы легли на мои плечи. Не была сделана и презентация фильма. Никто об этом не позаботился. А здесь, на фестивале мы могли бы стать лидерами!
ЭТО НЕ ЛИЧНЫЕ ОБИДЫ!
Меня тут, на фестивале, спрашивают друзья-режиссеры, кинематографисты: «А кто ты?» Я отвечаю: «Диссидент и эмигрант, не имеющий входа в Башкирию, так как я там никому не нужен. Никто в Башкирии не знает о положении дел на киностудии». Все думают: «О, фильм спонсировал банк „Восток“, его сняли.». А о внутренней кухне никто не задумывается.
На фестивале фильм получает неоднозначную оценку, но в целом положительную. И все говорят: «Как хорошо, что у вас есть теперь свое кино». Но никто не понимает, что состояние, обстановка, сложившаяся вокруг фильма, настолько зыбка, зависит от людей, которые к тому же сводят со мной счеты. Получается, что я могу делать кино мирового уровня, но вместо этого я должен другими делами заниматься.
НАПОСЛЕДОК
- Сидя здесь, в гостинице в Ашхабаде, я оглядываюсь на уфимскую историю и думаю, насколько же башкирский кинематограф потонул в мелочной, канцелярской возне. Никому нет дела до современного зрителя. Народ запуган, забит. Народ рассуждает так: пойду я в кино, посмотрю, как убивают, насилуют, пьют. Вокруг все ругаются, делят что-то: ты - белый, ты - красный, ты - башкир, ты - русский.
А ведь можно снимать хорошее кино, которое могло бы сказать: живите мирно, смотрите, какие вы хорошие.
Мой фильм «Врата свободы» мало кто понял. А те, кому он понравился, смотрят его по 2-3 раза. Потому что я впервые в постсоветском кинематографе столь явственно сказал с экрана, что человеческая душа живет и после смерти, что это нормальное дело. Она материальна, она ведет человека по жизни, а отсутствие связи с предками ведет к страшнейшим общественным катаклизмам. Эту мысль мало кто не прочел.
Меня критикуют: «Ты берешь то одну, то другую тему. У тебя нет композиции». Чтобы дорасти до моей композиции, надо посмотреть фильм не раз и подумать. Я не хвалюсь. Знаю, картина будет положена на полку. Сделают 10 копий, и все. Уеду, конечно, снимать буду свое кино, возможно, организую студию. Надеюсь, что будущее поколение мой фильм оценит по достоинству, а критики скажут, что проблема катаклизмов, убийств происходит от того, что человек теряет божественную силу своих предков.
Здесь, на кинофестивале, организовали конференцию. Я встал и не побоялся сказать, что в Башкирии народ не защищен от насилия и зверств, которые идут с экранов ТВ. Кинематографом заведуют дилетанты. Там я прошел уже все круги ада, и мне, конечно, хотелось что-то сделать, но я вижу, что это невозможно.
Буду приезжать в Башкирию к друзьям, привлекать хороших людей к участию в фильмах. Надеюсь, когда изменится строй, хоть что-то пойдет по-другому.
Запись видео - Рияз Исхаков, расшифровка - Мария Ларкина
#живопись #уфа #чтение #книга #кино