"Крайний срок открытия трассы М6 - 7 ноября 2018", - передавали мы апрельские слова заместителя председателя Гродненского облисполкома Владимира Дешко. Мол, на следующий год перейдут только сезонные работы.
Тем не менее на дворе конец декабря, а на М6 все еще остаются работники, и ведут они явно не сезонные, а вполне себе строительные работы. ABW.BY съездил по трассе в Гродно и привез фоторепортаж, а заодно прикинул, когда финиш работ.
Не расслабляйтесь и глядите в оба
Открытия полноценного движения по новой М6 ждут если не все белорусские автомобилисты, то многие. Реконструкция дороги ведется с июля 2016 года, причем начиналась она так, будто это уже было окончание стройки - с приезда вице-премьера Анатолия Калинина, речей о привлечении в страну инвестиций. Кстати, тогда заместитель премьер-министра планировал еще более ранние сроки сдачи трассы - сентябрь 2018-го. При этом трасса М6 должна стать дорогой первой категории.
Инвестиции стройка привлекла с самого начала - трасса возводится за счет Всемирного банка, выделено 250 млн долларов. Посмотрим, на что они пошли...
Реконструкция трассы идет с 58-го километра, до которого еще надо добраться. От Минска идут по две полосы в обе стороны, но состояние асфальта так и хочется описать модным выражением "ну такое".
Это не трамплины, конечно, но ухабов полным-полно, местами на них ощутимо подбрасывает. И конечно, надо смотреть в оба: до реконструируемого участка полно глубоких выбоин.
Подвеску здесь не оставишь, а вот заработать "булку" или даже прокол, если резина низкопрофильная, вполне.
В августе 2016-го ABW.BY сразу же поехал посмотреть на начало строительных работ. "Реконструкция трассе необходима, прежде всего для снижения аварийности. По данным ГАИ Гродненской области, М6 - самая аварийная дорога в регионе", - писала тогда коллега Татьяна Емелина.
Однако жуткие ДТП происходят до сих пор, даже несмотря на реконструкцию. Самое страшное случилось в середине октября 2018 года напротив Воложина, когда маршрутка напоролась на бетонный блок (ими как раз разграничили встречные потоки на реконструируемой части трассы), - двое погибших, 14 пострадавших. ГАИ региона после этого и нескольких других аварий пришлось усилить контроль за соблюдением скоростного режима и правил обгона на трассе.
Тем временем наш экипаж едет по нереконструируемой части дороги и первый раз натыкается на временные знаки в районе автобусной остановки "Лясная казка".
Впрочем, быстро выясняется, зачем они установлены. Погнутый отбойник, временные блоки - здесь явно кто-то недавно "ровнял" ограждение. Едем дальше.
"Здесь живет 90-летняя бабушка, ее лишили связи с миром"
Наконец-то добираемся до начала строительства. Сроки работ сразу сбивают нас с толку - окончание намечено на февраль 2019-го! А как же слова про сдачу трассы в "красный день календаря"? Перенесли молча? Не тот участок имели в виду?
Что интересно, в марте этого года на тот момент премьер-министр Андрей Кобяков поручил закончить реконструкцию трассы М6 до II Европейских игр. Спортивный праздник начнется 21 июня 2019 года - в таком случае времени полным-полно.
По рассказам и ощущениям местных жителей, реконструкция трассы ведется в рваном режиме: то работников не видно, то - бац! - целый участок готов. Например, достаточно быстро строители справились с возведением нового моста перед поворотом на Ошмяны.
Вскоре после этого моста начинается переделанный участок трассы. Две полосы в каждую сторону, бетонный разделитель - эх, сейчас бы ускориться!
Но по Правилам делать этого нельзя - всюду установлены временные знаки с ограничением "70". Стационарные при этом стыдливо смотрят в поля, а не на дорогу. Впрочем, временные знаки останавливают не многих - даже ненаказуемые 79 км/ч мало кто держит.
ГАИ обещала взяться за скоростной режим - она взялась. Ехали мы как раз в минувшее воскресенье, и от Бурбовщины до поворота на Воложин встретили сразу две передвижные камеры фотофиксации. К чести инспекторов, устройства они не прятали - были и предупреждающие знаки, и сами камеры стояли в пределах видимости.
До Гродно больше 200 километров, но уже появляются первые признаки бюджета, который освоен в нужном направлении. Вдоль трассы растянута сетка от диких животных. Будем надеяться, что она реально поможет и прослужит долго: лоси на дорогу не выскочат, грибники не заблудятся, а дачники и прочие вандалы себе кусок не украдут.
На 93-м километре на стоянке около заправки "Трайпл" встречаем импровизированную "выставку" техники. Закончила ли она работу на этом участке, или это просто пауза в выходные, нам узнать не суждено - рабочих рядом с ней не видно.
Но временные знаки остаются.
Проезжаем еще немного и встречаем следующий информационный щит. Сроки окончания работ здесь - октябрь 2018-го. Судя по всему, здесь действительно с большего все сделано, остаются только мелкие косметические работы. "Сезонные", как высказался представитель Гродненского облисполкома.
Остановка "Лугомовичи". Шумозащитный экран закрывает дома от трассы и вроде бы как должен работать на благо местных жителей. Так ли это?
- Это просто ужас! Здесь живет 90-летняя бабушка, ее лишили связи с миром, - рассказывает женщина, открывшая нам дверь этого домика. Видимо, она приехала навестить родственницу.
- Замуровали?
- Именно! В окошко только забор и видно, а бабушке же скучно здесь. Ей хочется посмотреть, что творится, кто мимо проезжает... Еще и подъезды к дому испортили. А по шуму разницы особо нет.
Дорога к дому припорошена снегом, так что проверить ее испорченность проблематично. Но заметно, что она далеко не в идеальном состоянии даже по меркам грунтовки. Следы строительной техники замерзли, даже при медленном шаге нужно смотреть под ноги, чтобы не споткнуться и не зарыться носом.
Параллельно замечаем еще одни новшества: переход на трассе сделан зигзагом. Это безопасно и не позволит пешеходу или велосипедисту выскочить на дорогу резко, из ниоткуда.
"Будут заезжать только те, кто едет из Минска"
Чем ближе к развязке с Ивье, тем ощутимее дыхание реконструкции. Качественное покрытие и бетонное ограждение заканчиваются, дорога из четырехполосной плавно перетекает в двухполоску. Местами скорость падает до 50 км/ч.
Мост в сторону Ивья здесь явно не закончен, стройка идет полным ходом.
Впрочем, как и укладка двух полос движения.
Даже в выходной день на этом участке дорожной техники много: катки, грейдеры, экскаваторы. Движение по трассе достаточно напряженное, фуры едут в обе стороны.
Но обгоны идут один за одним.
Трасса снова меняет сторону движения (теперь две полосы едут по "минской" части), рабочие трудятся над новым покрытием и ограждением.
Кульминация - огромный круг-развязка на Гродно, Лиду и Слоним.
Но перед ним заскакиваем на заправку, чтобы поболтать с местными.
- Как у вас с клиентами? - спрашиваем у кассира.
- Еще монолит не залили, поэтому сейчас с клиентами все нормально, их много, - отвечает девушка. - Как только зальют, ожидаем меньше людей. Будут заезжать только те, кто едет из Минска. С гродненского направления будут проскакивать.
Забегаем вперед: на обратном пути мы действительно убедились, что попасть именно на "Белоруснефть" на участке от Щучина до Лиды тяжело - есть только одно "окно" в бетонном ограждении строго на полосу шириной. И это на двухполосной "времянке"! Чтобы заехать в это окно в темное время суток, нужно: а) обладать орлиным зрением и быстро соображать; б) оттормаживать едущих позади и провоцировать аварийную ситуацию; в) поворачивать почти строго на 90 градусов. Лучше действительно дождаться следующей заправки и заехать туда без такого экстрима.
Круговая развязка из-за стройки получается не совсем круговой - в сторону Минска (мы ради интереса проехали весь круг) даже ведет причудливая "эска", в которой кренятся маршрутки и грузовики.
Самое интересное - в центральной части круга. Там большая стоянка техники. Было бы мне лет 10, точно бы тайком к ней прополз и забрался в какой-нибудь экскаватор.
Но МЧС предупреждает об оранжевом уровне опасности. Больше половины пути пройдено, погода ухудшается. Надо поспешить, чтобы трассу совсем не замело!
Двухполоска постоянно держит в напряжении. Водителям фур приходится сдавать экзамен на чувство габаритов, когда они проскакивают в таких коридорах из ограничителей.
Километров через 20-30 трасса возвращается в четырехполосную версию с бетонным разграничением. Радует, что разрешенная скорость тут поднимается до привычного трассового уровня.
Чувствуется, что шумовые полосы перед переходами уложены совсем недавно: вибрация ощутимо бьет по колесам, что непривычно после большинства белорусских трасс, на которых эти красные полосы давным-давно либо стерлись в ноль, либо отполированы не одной тысячей колес. "Километров 20 таких полос положить - хороший стресс-тест для подвески получится", - иронизирует экипаж.
Снега становится все больше, быстро образуется одна рабочая колея, скорость движения снова падает. Обгонять по каше соседней полосы пробуют единицы, но машину быстро начинает "колбасить", езда превращается в показательное выступление на зимнем ралли.
Зато у нас внезапно появляется возможность оценить, как гродненские коммунальщики справляются с очисткой трассы. За финальный отрезок от Щучина до Гродно встречаем их машины раза два-три: и чистят снег, и разбрасывают песок. Наговаривать не будем, но есть ощущение, что в смеси присутствуют камешки, - по крылу нашего автомобиля песок так стучать не мог.
Гродно, приехали! Честно говоря, от поездки по М6 в нынешнем виде остаются смешанные ощущения: большая часть трассы готова процента на 83, на оставшейся работы навалом.
Наш вердикт
Впрочем, если сроки как минимум до февраля, а то и позже, то летом мы точно прокатимся по обновленной М6 безо всяких ограничений. Пока же нужно соблюдать осторожность: двухполоска ошибок не прощает, особенно с учетом того, что скоростной режим соблюдают далеко не все.
У перевозчиков, с которыми мы поговорили перед поездкой, претензий к реконструкции трассы М6 нет: говорят, что сравнивать с тем, что было раньше, просто глупо.
"Конечно, есть пара наземных пешеходных переходов. Но они хотя бы зигзагом сделаны, - рассказывает Денис, который занимается грузоперевозками. - Заправок хватает. Раньше была дорога кривущая, а теперь четырехполоска первой категории. Но ее еще не ввели в эксплуатацию, рано судить".
Чего не хватило экипажу ABW.BY в текущей версии трассы? Как минимум информационных знаков с количеством километров до населенных пунктов. Невероятно, но факт: на обратном пути из Гродно знак с расстоянием до Минска встречается дважды за первые 60 километров, а потом надолго наступает информационный вакуум. "Мінск 66", - наконец-то сообщают дорожники понятно за какое расстояние до столицы. 130 с лишним километров без информации - это так себе, если честно.
Асфальт ровный, разметка заметна, кафе и заправок по белорусским меркам достаточно - чего еще желать? Не мечтать же о полном освещении трассы вне населенных пунктов в темное время суток - такого наверняка не случится даже после ввода в эксплуатацию БелАЭС. Так что будем ждать скорого финала работ - авось аварийность на трассе уменьшится.
Вадим ЗЕНЬКЕВИЧ
Фото автора и Артема КУНИЦКОГО
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber