Найти в Дзене
Русский мир.ru

Парадоксы миграционной политики

75–80 процентов переселенцев – люди трудоспособного возраста, которых сегодня так не хватает нашей стране

По приросту населения за счет миграции Россия занимает втрое место в мире, уступая лишь США. Таковы результаты исследований ООН. С 1991 по 2000 год в РФ на постоянное место жительства переселились 3,1 миллиона человек. С 2010 по 2015 год — более 1,4 миллиона. Однако в структуре переселенческой политики намечается перекос: растет число мигрантов разных национальностей, получающих российские паспорта, и сокращается число соотечественников, обретающих статус российского гражданина. Почему? И как сделать переселенческую политику привлекательной для соотечественников?

Текст: Владимир Емельяненко, фото: Александр Бурый

Филипп Родионов, живущий в городе Боровске, что в Калужской области, из своих 20 лет ровно семь месяцев был гражданином России. В год 18-летия и принятия российского гражданства ему пришла повестка в армию. В "учебке" парень успел провести неполных три месяца. Ему даже объявили, что он включен в список кандидатов, претендующих на прохождение срочной службы в Кремле. Беда пришла, откуда не ждали: в конце 2015 года Федеральная миграционная служба по Калужской области отняла у Филиппа Родионова российский паспорт. Без объяснения причин парня конвоировали из армейского учебного центра в Самарской области обратно в Боровск. И вручили предписание: в течение 30 дней покинуть Российскую Федерацию.

КАЗУС РОДИНЫ

Иван Родионов, отец Филиппа, подал иск в суд. Разбирательство, похоже, будет долгим. Ситуация усугубляется идущей с конца 2016 года реформой Федеральной миграционной службы (ФМС). Ее функции переселенческой политики передаются МВД РФ, а регулирования трудовой миграции — Министерству труда и социальной защиты и, возможно, еще и другим ведомствам.

-2

Сокращение штатов бывшей ФМС от 30 до 50 процентов в разных регионах и заработной платы сотрудников до 20 процентов ведет к падению престижа профессии и к медленному замораживанию судебных разбирательств в случаях, аналогичных тому, что произошел с Филиппом Родионовым. Ведь некоторых из тех, кто его лишал российского гражданства, либо сократили, либо перевели на другую работу. И суды под разными предлогами переносятся. Поэтому Филипп вернулся в Алма-Ату к бабушке и деду — "переждать шторм", как надеется его отец, Иван Родионов. Он, переселенец из Казахстана, стал россиянином почти пять лет назад. Казалось бы, принятие сыном гражданства страны, гражданином которой уже является его отец — стандартная международная юридическая норма. Но в случае с Филиппом Родионовым она дала осечку. "Утеряна база данных паспортного стола", — гласит объяснение следствия.

— В Калуге и Боровске создан возмутительный прецедент, — убеждена председатель исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидия Графова, — база данных нескольких паспортных столов утеряна чиновниками разных ведомств, а виноватыми заранее назначили тех, кто, что называется, ни сном ни духом, — соотечественников, получивших, как выясняется, "незаконные" паспорта. Поскольку прецедент нерадивому чиновничеству сошел с рук, он стал едва ли не нормой. По данным "Форума переселенческих организаций", примерно в 80 процентах случаев изъятия паспортов у новых граждан причиной называется "утеря базы данных". Еще 20 процентов — неверно оформленная документация, нарушение сроков получения вида на жительство и совсем редко — установленные случаи злостного нарушения правил временного пребывания на территории РФ.

Чтобы не заработать "букет" нарушений российского законодательства, Филипп Родионов и уехал в Казахстан. Параллельно с судебным разбирательством он снова подал документы на оформление российского гражданства. Но ясности, по какому пути идти — восстановления или приобретения гражданства, — у семьи Родионовых нет. Как и у многих других соотечественников, попавших в аналогичную ситуацию.

— История с Филиппом Родионовым не уникальная, — считает заместитель председателя исполкома "Форума переселенческих организаций" Галина Рагозина. — Она — результат превращения упраздненной ФМС в "государство в государстве". Уточню: упраздненной пока только на бумаге. По факту, оставшись подчиненной частично МВД РФ, частично Минтруду, она мутирует. И это очень опасно: штаты и функции ведомства сжались, а аппетиты сокращенных сотрудников выросли. Да, я не боюсь говорить о коррупционной составляющей проблемы. По нашим наблюдениям и опыту, один человек — соискатель на статус временно проживающего в РФ с последующим желанием стать ее гражданином заходит к чиновнику в кабинет с установочными документами минимум 6–8 раз. Самая безобидная и, надо признать, надежная схема развода на взятку "клиента" — его документы из одной инстанции в другую "отправляют по почте", и они "теряются". "Теряются" они до тех пор, пока "клиент" не дозреет и сам не предложит варианты решения проблемы. Так он попадает на крючок растущих запросов вымогателей.

ПОПАСТЬ В КВОТУ

По данным сети региональных центров "За права человека", давать взятку соискателю на статус гражданина РФ, при условии, что кандидат является соотечественником, приходится от 10 до 15–18 раз. В зависимости от региона размер мзды может составлять от 30 до 100 тысяч рублей. Настоящий Клондайк для коррупционеров — манипулирование квотами на переселение, включая программу переселения "Соотечественники". Квоты ведь то сокращают, то увеличивают для разных регионов. И попасть в список, получив желаемое место — а это, как правило, южные, центральные или западные районы страны, — это умение "попасть в квоту". То есть надо знать, "когда открываются квоты" — в какое время и в какой регион подавать заявление на переселение.

Самые престижные места для переселения — Калининград, Калуга, Ростов-на-Дону и Белгород. Чуть меньшим, но все же постоянным спросом пользуются Орел, Тверь, Ленинградская область, Воронеж. Мало кто хочет ехать в Сибирь и на Дальний Восток. Как компромисс ФМС попыталась обозначить "пилотные" проекты переселения — Белгород, Калугу и Воронеж. Суть "пилота", запущенного в 2013 году: снизить миграционное давление на эти регионы за счет успеха программы переселения "Соотечественники". В более или менее полную силу заработал эксперимент в Белгороде, частично — в Калининграде и Ленинградской области, которые вошли в "пилот" спонтанно в 2014–2015 годах.

В Белгородской области структура нанимаемых на работу приезжих на 2017 год примерно такова: до 77–79 процентов рабочих приезжают с Украины, 12 процентов — из Молдавии, 5 процентов — из Таджикистана, 2 процента — из Узбекистана, 2 процента — из других стран. При этом из 8500 приезжающих на заработки с Украины о статусе временного проживания просят до 3500 человек. Из них гражданами РФ становятся до 1000 человек.

— Даже относительно успешный белгородский опыт высвечивает издержки программы "Соотечественники", — говорит руководитель Научно-исследовательского центра Московского психолого-социального университета (МПСУ) Ольга Воробьева. — Из 3500 украинцев, желавших получить российское гражданство, в 2016 году этого смогли добиться лишь 1000 человек — по очевидным недочетам программы. Их несколько, но главных два: "резиновые квартиры" и "30 дней оброка". Именно они принуждают соотечественников идти к российскому гражданству, если можно так выразиться, иноходью. Или жестче — через искусственную дрессировку. "Резиновые квартиры" — то есть обязательность регистрации по месту жительства — при отсутствии родственников в России для подавляющего большинства соискателей на статус гражданина превращаются в надежный способ коррупции. А "30 дней оброка" — это право для получившего временный статус пребывания в РФ находиться на территории нашей страны 90 дней, а затем выполнить требование выехать на 30 дней и лишь потом вернуться. Для страны, заявляющей, что она хочет быть "миграционно привлекательной", тем более для соотечественников, эта мера — за гранью здравого смысла.

Как считает Ольга Воробьева, необходимо вывести соотечественников из понятия "внешняя миграция" и перевести их в статус внутренней миграции, даже если по факту они прибыли из дальних стран. Еще одна, с ее точки зрения, неотложная мера — это создание гражданского ведомства с правами министерства или федерального агентства по типу "Переселенческого управления" Петра Столыпина начала ХХ века. И целенаправленно заселять не относительно благополучный центр, а пустеющие окраины страны — Сибирь и Дальний Восток.

-4

РЕФОРМА ОЖИДАНИЯ

Но для этого нужен пересмотр подходов к миграционной и переселенческой политике. Реформирование началось, но то, как оно идет, вызывает тревогу экспертов и правозащитников.

— Миной замедленного действия стали два процесса, — считает вице-президент фонда "Миграция ХХI век" Наталья Власова, — ставка на патенты в регулировании потоков трудовой миграции и обязательность регистрации по месту жительства для соотечественников, которая закабаляет хуже, чем прописка в СССР.

По данным МВД РФ, патенты на трудовую деятельность оформляют лишь 47–49 процентов мигрантов, а остальные из-за дороговизны патентов предпочитают серые схемы легализации. А это вместо ожидаемых поступлений в госбюджет дает рост нагрузки на нелегальный сектор экономики. И стимулирует иную выгоду: мигранту легче принять российское гражданство, чем каждый месяц покупать патент. Эту тенденцию с неожиданной стороны высветили февральская и мартовская миграционные амнистии для нелегальных гастарбайтеров из Молдавии и Таджикистана, объявленные в 2017 году. Было амнистировано, по данным МВД РФ, свыше 250 тысяч нелегалов из Молдавии и до 200 тысяч гастарбайтеров из Таджикистана. Сколько из них получили или получат статус гражданина России — статистики нет. Есть факты: амнистия совпала с терактом в Санкт-Петербурге и ликвидацией угроз терактов во Владимире, Подмосковье, Волгограде. Главные подозреваемые в терроре — не просто мигранты, а бывшие мигранты, часть из них — граждане России.

И, таким образом, встает вопрос безопасности. С одной стороны, именно социальная неустроенность и рабский труд заставляют часть гастарбайтеров поддаваться вербовке террористов. С другой — упрощенная схема предоставления российского гражданства для трудовых мигрантов, не являющихся соотечественниками, заставляет задаться вопросом о неизбежности изменения миграционной политики, которая перестала отвечать на вызовы и угрозы национальной безопасности.

— Ситуация складывается парадоксальная, — считает заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева. — Россия, стремясь сохранить политическое и экономическое влияние в Средней Азии, идет не просто на амнистию. Москва снимает запрет на въезд для ранее выдворенных из России лиц, привлекавшихся к ответственности за неоднократные правонарушения. Это, по разным данным, от 14 до 17 тысяч человек только из Средней Азии. Параллельно в неприступный бастион для получения российского гражданства для соотечественников превращаются регистрация по месту жительства и приоритетное право обретения гражданства для носителей русского языка.

Докучаева убеждена, "игра с патентами" ради получения краткосрочной выгоды в госбюджет обернется долгосрочными потерями во взаимоотношениях с соотечественниками. Особенно с теми, кто поверил, что, как носитель русского языка, он по закону имеет облегченное право для получения российского гражданства.

— На практике обязательность регистрации стала стимулом для коррупции, — согласен с экспертами заместитель председателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров. — Претендент на гражданство, не имея родных, не может зарегистрироваться, а значит, и начать процедуру оформления гражданства. Та же закавыка с носителями русского языка. Они должны представить документ о том, что не являются гражданами другой страны. Что, во-первых, юридический казус. Такой документ не даст ни одна страна. Во-вторых, как его физически получить беженцу, например с Украины?

-5

АМНИСТИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

Бобров убежден, что наступило время либерализации законодательства для соотечественников. В числе неотложных мер он видит четыре аспекта. Во-первых, отказ от ограничения сроков пребывания в РФ (до 90 дней) для соотечественников-неграждан. Во-вторых, отказ от вынужденного выезда за пределы России соотечественников на 30 дней. В-третьих, отказ от дорогостоящей (от 40 тысяч рублей на человека) процедуры выдворения из страны по формальным поводам. И в-четвертых, срочный отказ от процедуры изъятия российских паспортов у новых граждан — бывших соотечественников. Их после прецедента в Боровске Калужской области с Филиппом Родионовым отнимают как из-за несогласованности действий федеральных и региональных структур (например, паспорта, выданные в российских дипломатических представительствах стран СНГ, на местах в России объявляются недействительными), так и из-за утери базы данных, например в Калужской, Калининградской, Курганской, Воронежской областях, в Приморском и Ставропольском краях.

Лишь после соблюдения неотложных мер, как полагают эксперты и правозащитники, опрошенные "Русским миром.ru", можно приступать к реформам, рассчитанным на длительный период.

— В новых условиях своевременно говорить о миграционной амнистии для соотечественников, еще не потерявших желания и надежды стать гражданами России, — убеждена вице-президент фонда "Миграция ХХI век" Наталья Власова. — Например, так, как она проводилась для молдавских и таджикских мигрантов. Для переселенцев амнистия, я считаю, должна заменить программу переселения "Соотечественники" на программу репатриации — приема всех желающих и упрощения процедуры получения российского гражданства.

Власову поддерживают "Форум переселенческих организаций", Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Научно-исследовательский центр проблем народонаселения МПСУ. Они признают справедливость опасений Минтруда в том, что рост переселенческой активности, включая соотечественников, неизбежно повлечет нагрузку на социальный сектор. Но особо подчеркивают, что 75–80 процентов переселенцев — люди трудоспособного возраста, которых сегодня так не хватает нашей стране.