До конца 2018 года осталось совсем немного и надо бы успеть вспомнить композиции, написанные пятьдесят лет назад и вошедшие в золотой фонд популярной музыки. Посему публикую очередную статью про песни, написанные в 1968 году и попавшие в Топ-500 журналов Rolling Stone и New Musical Express. Предыдущие выпуски про 1968 года находятся по ссылкам: выпуск 1, выпуск 2. Остальные годы с 1968 и до наших дней вы можете прочитать по ссылкам внизу стать. Издание Rolling Stone представляет Америку, New Musical Express Британию. Соответственно речь идёт большей частью про англо-саксонскую музыку. Я понимаю тех комментаторов, которые пеняют на однобокость музыкальных представлений в этих топах. Действительно, музыкальные номера списка не интернациональны в подавляющем большинстве. Но в противовес могу сказать, что британская и американская популярная музыка известна во всём мире, в то время, как исполнители из других стран крайне редко пользуются массовой популярностью далеко за пределами своей родины. В любом случае, никаких общеизвестных международных списков не существует - так что приходится обозревать то, что есть. Насколько ангажированными они не казались бы.
Ну ладно, преамбула затянулась, переходим к верхней части списка. Но 130 месте Steppenwolf с довольно пафосной песней Born to Be Wild, которая стала своего рода хард-рок-стандартом. Её исполняли такие разнородные команды, как Slade, INXSS, Slayer, Оззи Осборн, AC/DC и, вы не поверите, Уилсон Пиккет - звезда соул-джаза. Steppenwolf группа канадская, но уже в начале своей карьеры ребята переехали в Калифорнию, где большей частью и творили. Композиция это с дебютного альбома, очень известная и раскрученная, прежде всего благодаря культовому фильму 1969 года Easy Rider, в котором впервые прозвучала. Ещё один интересный факт - в этой песне впервые прозвучало словосочетание heavy metal. Скорее всего жанр назвали не поэтому, просто совпадение, но как знать
На 125 месте композиция, про которую я за последние две недели вспомнил уже два раза. Первый раз в статье, посвящённой пятидесятилетию альбома Beggars Banquet группы The Rolling Stones. Второй раз по поводу 75-летнего юбилея гитариста группы Кита Ричардса, случившегося на днях. Я считаю, что этой композицией The Rolling Stones открыли новую, самую интересную страницу своего творчества радикально изменив подход к сочинению и исполнению рока. Композиция настолько необычна для группы того периода и настолько хороша. что она. пожалуй, даже опередила своё время. По крайней мере сейчас она слушается довольно современно. Это Jumping Jack Flash, давайте-ка послушаем её лишний раз - лично я не устаю
Мы подобрались к первой сотне и там, на 102 месте (в NME на 246 месте) трио великого Джими Хендрикса The Jimi Hendrix Experience с композицией Voodoo Child (Slight Return). Джими Хендрикс, при всём своём недостаточном мелодизме, с лихвой перекрывает недостаток потрясающей техникой игры на гитаре. Животная энергетика маэстро прёт даже с обычной аудиозаписи, не говоря уже о сценическом выступлении. Ну и, конечно, не стоит отделять мощнейшую ритм-секцию в лице Реддинга и Митчелла - очень правильные у Джими были коллеги.
На 81 месте композиция. которая нашим меломанам больше известна в исполнении Creedence Clearwater Revival через два года после написания. Песня называется I Heard It Through the Grapevine и написана она одним из авторов звукозаписывающего лейбла Motown, который специализировался на продвижении чернокожих исполнителях соула и ритм-н-блюза. Автор композиции Баррет Стронг известен так же песней Money (What i Want), которую пели Битлз. Так вот Баррет Стронг, будучи штатным композитором, написал для лейбла песню в 1966 году. В том же году её исполнил Смоки Робинсон - лицо компании, ещё через год Глэдис Найт - одна из королев соула, ещё через год, в 1968 году сингл с этой композицией записал "Князь Мотауна" Марвин Гэй. Напомню, что все перечисленные имена это чернокожие исполнители соула. Эта музыкальная культура практически не пересекалась с роком в те времена, а вот Криденс взяли на себя смелость сделать кавер на эту композицию и вышел он замечательным. Однако в Топ-500 I Heard It Through the Grapevine попала не в оригинале и не в исполнении Криденс, а именно в исполнении Марвина Гэя. Уж не знаю по каким причинам, но Марвин Гэй по совокупности место в Топ-500, конечно, заслужил
Ну и наконец в завершении сегодняшнего выпуска вспомним композицию. расположившуюся на 85 месте Топ-500. Это Sunshine of Your Love ещё одного трио, пионеров хард-рока Cream. Между прочим песня написана Клэптоном и Брюсом под впечатлением от посещения концерта Джими Хендрикса. Вот так вот оба трио пересеклись в одном хит-параде и в одной моей статье пятьдесят лет спустя. Это одна из первых композиций, которую можно не задумываясь отнести к хард-року. Басовый (гитарно-басовый) рифф, сочинённый Брюсом и виртуозное соло Клэптона сформировали характерную структуру хард-рок композиции, которая впоследствии станет классической. Хотя подходы к такого рода структуре у Cream были и раньше, пару лет до этого. Между прочим Хендрикс через год с удовольствием исполнял эту композицию на концертах. Вернул должок, так сказать. Получилось красиво. Ребята написали композицию под впечатлением от новаторской манеры Джими, а Джими включил эту композицию в свой репертуар.
Я очень полюбил Cream после того, как стали доступны их видео, ибо на сцене они выглядят феерично, а непричёсаный в студии живой звук только добавляет им вистов. А уж насколько крут Джинджер Бэйкер, как ударник, можно оценить только на видео с концертов. То же самое, кстати, можно сказать про Джими Хендрикса. Это вот настоящие рокеры, люди сцены, бесконечные импровизаторы и большие мастера своего дела
Самые лучшие песни 1968 года будут в последнем выпуске, там будут уже композиции, попавшие в даже не в Топ-500, а в Топ-50 "Лучших песен всех времён", как бы пафосно это ни звучало
До скорой встречи!
Все остальные обзоры по года, начиная с новейших времён, вы можете прочитать в статьях по ссылкам:
Вводный критический обзор
- Шестидесятые - 1968 (1), 1968 (2), 1969 (1), 1969 (2), 1969 (3), 1969 (4)
- Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978), выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976), выпуск 7 (1975), выпуск 8 (1975), выпуск 9 (1974), выпуск 10 (1973), выпуск 11 (1973), выпуск 12 (1972), выпуск 13 (1972), выпуск 14 (1972), выпуск 15 (1971), выпуск 16 (1971), выпуск 17 (1971), выпуск 18 (1970), выпуск 19 (1970), выпуск 20 (1970)
- Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
- Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
- Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)