Если бы ведьмы существовали, на них следовало бы охотиться. Эта мысль принадлежит британскому писателю Клайву Льюису. Действительно, присутствие в мире вредоносных существ, наделенных сверхъестественной силой, меняет все наши представления о реальности.
Один простой допуск превращает мир в таинственный лес, в котором может произойти все что угодно.
Замедлился интернет? Возможно, колдунья, которая живет за стеной, ворует сеть, прижав к стене воронку для масла.
Упало атмосферное давление? Это круг ведьм где-то в новостройках призывает на город бурю.
Если бы злодеи, совершая все это, использовали научное знание, ими бы занималась полиция. Но против колдовства нужны какие-то другие средство.
Примерно так рассуждали люди позднего средневековья, столкнувшись с непобедимым злом. Мир стремительно менялся – почти как сейчас.
Границы обитаемого мира рушились – корабли шли за Геркулесовы столпы – в Америку, куда, нельзя было плыть живым. На города надвигалась чума. На севере Германии молодой монах Мартин Лютер бросил вызов вселенской церкви.
С полюса надвигался малый ледниковый период, урожай падал, все чаще приходилось прибегать к услугам ростовщиков.
Не случайно эпохой ведьминских процессов стало не средневековье, как часто думают, а возрождение.
Охота на ведьм это во многом выражение бессилия перед переменами. Проще обвинить в своих бедах ведьму, чем удельного князя или банковский дом Фуггеров.
И одновременно – проявление мужества. Ведь горожанин, который шел воевать с ведьмой, верил в то, что она действительно существует и творит запредельное зло.