Найти в Дзене
Ленинка

Московский фастфуд в 19 веке

Оглавление

На копейку можно было купить варёной требухи, или блюдечко клюквы с мёдом, или маленький пирожок, или блин.

Поэт и писатель Иван Алексеевич Белоусов в книге «Ушедшая Москва» рассказывает о своём детстве, забавах и прогулках на улочках современного Китай-города. Его отец был портным, и Ваня много времени проводил рядом с мастерами и их учениками. Он подробно рассказывает об уличной московской еде второй половины 19 века. Мастеровым некогда было обедать и ужинать как полагается, тремя переменами блюд, и они часто выбегали или посылали учеников за перекусом на улицу. Вот какие это были перекусы...

Посыльный из лавки и продавец кваса. Фрагмент эстампа Игнатия Щедровского, середина 19 века
Посыльный из лавки и продавец кваса. Фрагмент эстампа Игнатия Щедровского, середина 19 века

Гольё

В головных лавках вываривали требуху — лёгкие, сердце, печень, рубец, горло, головы (из которых получалась щековина). Лотошники скупали гольё в лавках оптом и потом продавали с лотков. Чтобы гольё не остыло, его накрывали тряпками. Дешёвое гольё — горло, печёнки, закуски подороже — обрезки с окороков с остатками жира и мяса на них. Кость от окорока с остатками мяса, которую мастера называли «собачьей радостью», стоила 10-15 копеек, в 10 раз дороже горла.

Мясоед

В мясоед лотошники продавали на улицах рубец, завёрнутый в трубки и обвязанный мочалом, и свиные кишки, начинённые гречневой кашей и обжаренные в сале. В пост таких угощений было не найти.

Постные перекусы

Когда на мясо приходил церковный запрет, лотошники переключались на гороховый кисель, остуженный прямо в лотках, и гречневики — высокие, около 10 см, батоны из гречневой муки, обжаренные со всех сторон. Пара гречневиков стоила копейку, и перед тем, как передать покупателю, лотошник разрезал гречневик надвое вдоль, поливал постным маслом и солил.

Блины

Постные блины выпекались с луком, а скоромные — с яйцами и смазывались ещё топлёным маслом. И те, и другие стоили копейку за штуку.

Прохладительные напитки и кушанья

«Вот квас и груша варёная!» — кричали торговцы, везя за собой тележку или саночки с бочонком кваса, рядом с которым была горкой наложена варёная груша. Квас был не только хлебный, но и лимонный, яблочный и клюквенный. Летом из Владимирской области привозили на возах клюкву. Чтобы она оставалась холодной, в туески к ней клали лёд. Для покупателей клюкву клали на блюдечко и сверху поливали мёдом.

Пирожки

В мясоед пирожки продавались с мясом и ливером, с молочной кашей, творогом, а в пост — с рисом и рыбой, капустой и луком, грибами, вареньем. Особым образом подавали на улице пирожки-расстегайчики: их клали на блюдечко, посыпали солью, перцем и поливали сверху бульоном из специального узкого кувшина.

В книге Белоусова перечисляется ещё много видов уличной еды, а также тех кушаний, которые подавали в трактирах и ресторанах. Приглашаем вас прочесть этот памятник истории Москвы, который выложен в свободный доступ в электронной библиотеке Ленинки!