Найти в Дзене

Возвращение Любовь Поповой

В последний день января в Бирском историческом музее состоялось открытие выставки копий картин крупнейшей художницы русского авангарда Любови Сергеевны Поповой (1889 — 1924 гг.). Куратором этого замечательного проекта стал народный художник Республики Башкортостан Гергий Калитов, а копии картин Любови Поповой выполнили художники уфимской «Творческой мастерской АртКлуб»

— Айгуль Рашитова, Алла Дьячкова, Дина Казырбаева и Рустэм Муратов. Но почему это событие произошло именно в Бирске?

Любовь Попова родилась в состоя­тельной и образованной купеческой се­мье, после окончания московской гимна­зии занималась в различных художествен­ных студиях в России, Италии, Франции. К 1915 году художница пришла к собствен­ному варианту беспредметной живопи­си, в котором сочетались традиционные принципы древнерусской и ранне-ита­льянской живописи и приемы кубофуту- ризма, входила в различные объединения авангардистов, участвовала во всех знаме­нитых выставках. Работала также с тексти­лем, эскизами авангардной одежды, роспи­сью фарфора, в промышленном дизайне, над декорациями к спектаклям, препода­вала. Умерла талантливейшая художница внезапно, на самом взлете своего таланта, заболев весной 1924 года скарлатиной. Лю­бовь Сергеевна Попова считается одним из самых ярчайших представителей русского авангарда начала XX века, оказавшего ог­ромное влияние на всю мировую художес­твенную культуру. В настоящее время ее работы хранятся в Государственной Тре­тьяковской галерее, крупнейших музеях стран Европы и Америки.

В один из самых плодотворных пе­риодов своего творчества летом 1914 г., возможно, и в 1915 — 1916 го­дах, Любовь Попова гостила в Бирс­ке у своей близкой подруги Ады Ро­бертовны Деге. Тихий городок и его живописные окрестности произвели большое впечатление на художницу. В 2015 году в Швейцарии, в Базеле, про­водилась масштабная выставка русс­кого авангарда, на которой, кроме ра­бот Поповой, демонстрировались и две открытки, которые она отправила Деге в Бирск. В январе 1915 года По­пова писала: «Дорогая моя Ада Робер­товна, получили сейчас Вашу открыт­ку, за которую крепко Вас целую. Про­путешествовала с Вами мысленно по

Мих. Архангельской и на Галкину го­ру, часто, очень часто вспоминаю бирс- кие дали и рыжие склоны». Упомянутая в открытке Архангельская улица (ныне Ре­волюционная), поднимается вдоль берега Белой на Галкину гору, на которой распо­ложена бирская Михаило-Архангельская церковь, и с этого места, действитель­но, открываются великолепные виды на город и забельские дали. Итогом этих

впечатлений стали, по край­ней мере, три картины с ви­дами Бирска в стиле «жи­г / ji вописных архитектоник». < I Интересно, что, далекие от j. традиционных изображений II города, они (особенно ком­позиция в карминово-жел­тых тонах) действительно передают общий дух Бир- ска. Квадраты преломляю­щихся под разными углами крыш, кубы домов, холмы, разрубленные глубокими оврагами, действительно пред­ставляют собой интересную кубофутурис­тическую композицию. Стоит заметить, что это направление в живописи сформи­ровалось и под влиянием футуризма в по­эзии. По мнению известного исследова­теля творчества Л.С. Поповой, искусство­веда, академика Д.В. Сарабьянова, в этот

период «...с необычайной последователь­ностью навстречу друг другу шли поэзия и живопись. Их сближение одновременно было и сближением кубизма и футуризма».

Кем же была Ада Робертовна Деге, к которой приезжала в Бирск Любовь Сер­геевна Попова? Скорее всего, она не бы­ла здесь постоянной жительницей, и есть сведения, что Деге служила гувернанткой или домашней учительницей. В 1910-х го­дах Бирск далеко не был «глухим углом». В городе жило достаточно много богатых и просвещенных семейств, интеллиген­ция, в том числе преподаватели двух жен­ских гимназий, мужского реального учи­лища, Инородческой учительской шко­лы. Существовало Общество любителей драматического искусства, устраивались спектакли, музыкальные вечера. В уфим­ском историческом архиве мне удалось обнаружить карточку подворной перепи­си, проведенной в Бирске летом 1917 года.

В доме № 13 на углу улиц Никольской и Пономаревской (ныне Чеверева и Вос­трецова) квартиру из двух комнат сни­мали Ада Робертовна Деге (38 лет), Лу­иза Робертовна Деге (45 лет) и, вероят­но, их матушка — Аманда Ивановна Деге (69 лет). Именно на этот адрес была и направлена Поповой одна из открыток. Определить, сохранился ли этот дом, и найти другие сведения о жизни в Бирске Любови Поповой пока еще предстоит.

Открытие в Бирске выставки копий картин Любови Поповой стало заметным культурным событием. А то, что именно художники уфимской «Творческой мас­терской АртКлуб» выполнили и переда­ли Бирскому историческому музею эти копии, в том числе и ее бирские пейзажи, совершенно не случайно. Георгий Гайни- яхметович Калитов провел в этом городе годы детства, сделал первые шаги в твор­честве. В «АртКлубе», который создала художник и арт-менеджер Айгуль Раши­това, проводятся различные мастер-клас­сы, выставки, каждую неделю проходят «культурные пятницы» — встречи с инте­ресными людьми. В «АртКлубе» собира­ются все те, кто интересуется не только искусством, но и философией, историей, литературой. Открытие в Бирске постоян­ной выставки «Незабытые имена. Любовь Попова», несомненно, стало одним из са­мых значительных проектов «АртКлуба». И как мне представляется, поможет мно­гим увидеть историю и богатые культур­ные традиции этого замечательного ста­ринного города совсем по-иному.

#рассказ #уфа #проза