Всемирно известная картина «Леди Лилит» авторства Данте Габриэля Россетти вполне заслуженно считается не только одним из самых прекрасных произведений мастера, но и весьма таинственным.
Наибольшую загадку для исследователей представляет не столько символизм самого произведения, сколь лицо его героини, замененное совершенно на другое вскоре после создания шедевра.
Но как же выглядело первоначальное лицо Лилит и почему кому-то было столь важно чтобы оно исчезло?
«Леди Лилит» является частью диптиха включающего в себя другой шедевр Россетти - «Сивилла Палмифера».
Принято считать, что в то время как Лилит символизирует красоту тела, Сивилла – духовную красоту.
Относительно достоверная история картины известна с 9 апреля 1866 года, когда Россетти написал британскому предпринимателю и коллекционеру Фредерику Лейлэнду:
«По мере того, как вы продолжаете выражать свое желание иметь хорошую картину, я пишу вам о работе, которую я сейчас начал, она будет одной из моих лучших. На картине изображена женщина, расчесывающая волосы...»
Письмо столь заинтриговало коллекционера, что вскоре он выкупил созданное Россетти произведение.
Картина фокусируется на Лилит, которая в данном случае является явно современным персонажем, а не библейской фигурой (Лилит известна как первая жена Адама по ряду христианских апокрифов). Она созерцает свою красоту в зеркале, что позволяет отнести произведение к так называемой «зеркальной серии».
Впоследствии многие художники последовали примеру Россетти, для изображения женских персонажей с явными нарциссическими наклонностями, но именно «Леди Лилит» считается истинным воплощением этого типа.
Но наиболее удивительным в истории шедевра является факт замены лица героини в 1872 году, когда картина вновь вернулась в мастерскую художника.
Однако причины по которым владельца или самого художника внезапно перестал устраивать первоначальный облик героини так и остаются загадкой, как и то с какой модели он был написан (но возможно в этом и скрыт ответ).
В качестве натурщицы для создания нового лица позировала Алекса Уайлдинг, о жизни которой известно сравнительно мало так как в отличии от других «муз Россетти» она не состояла с ним в каких-либо связях кроме сугубо деловых.
Первоначальное лицо Лилит дошло до нас благодаря эскизу выполненному во время работы над картиной, однако его автором, по всей видимости, был не сам мастер, а кто-то из его учеников.
Примечательно, что один из помощников Россетти, Чарльз Фэрфакс Мюррей, поздней утверждал, что многие из работ приписываемых Россетти и «Леди Лилит» в том числе, были написаны вовсе не самим мастером, а его учениками.
По одной из версий, Россетти или владельцу самой картины неугодила именно сама натурщица с которой и была первоначально написана Лилит, однако по прошествии полутора веков причины случившегося вряд-ли можно установить.
Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.