Найти в Дзене
Монтессори.Дети

Что лучше: индивидуальное обучение или занятия в группе

У нас спросили: — Я готовлю детей к школе. Стараюсь заниматься с каждым индивидуально, хотя мне это невыгодно. Но ведь у каждого ребёнка свой уровень и своя скорость восприятия. Не хочется гнать халтуру. А некоторые родители хотят, чтобы их дети занимались именно в группе. Какое, на ваш взгляд, обучение более качественное?

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог (АМИ 0–3), детский психолог:

— Монтессори-педагогика даёт вполне определённый ответ на вопрос: лучше заниматься индивидуально или в группе? Лучше индивидуально в группе.

Монтессори-класс позволяет именно это: каждый ученик в своём темпе работает над тем, что актуально для него, и на том уровне, к которому готов. Материалы одного направления (языка, математики) связаны друг с другом, и занятия с одними презентациями подготавливают к работе с другими.

В то же время в разновозрастном классе Монтессори — совместное обучение, в котором дети постоянно объединяются для решения общих учебных задач в микрогруппы, учат сами и учатся у других.

Многочисленный разновозрастный класс — необходимое условие достаточного разнообразия возможностей сотрудничества и взаимопомощи, при которых полноценно срабатывает система дидактических пособий каждой ступени.

Монтессори-образование обеспечивает ребёнку постоянную работу в зоне ближайшего развития, поэтому говорить о подготовке как таковой не имеет смысла. Как только одна среда исчерпывает себя в качестве инструмента для саморазвития ребёнка, он переходит на следующую образовательную ступень.

Дети учатся для себя, реализуя познавательную потребность, в собственном темпе, не ради отметки или похвалы, не ради галочки «готов к школе/труду/обороне», а ради собственного удовольствия от включения в общечеловеческую культуру. На мой взгляд, именно это обучение самое качественное, и множество психологов, педагогов и родителей в мире разделяют мой восторг.

Как я понимаю, вы работаете в рамках традиционной модели. Она срабатывает тем лучше, чем более однородны по уровню, темпу и возможностям соученики. При этом опыт работы в группе — действительно важный элемент подготовки к школе, если предполагается, что детям придётся иметь дело с классно-урочной системой.

Они должны привыкнуть, что за возможность узнавать новое нужно платить периодами скуки, пока приходится поджидать остальных; что есть определённые правила организации фронтальной работы учителя с несколькими учениками. Есть смысл и польза в том, что подготовительные занятия, сдобренные игровой формой, в упрощённом виде воспроизводят школьные уроки.

Если вы заинтересованы в росте детей, постарайтесь сделать упор:

  • на знаниях об окружающем мире;
  • развитии логики;
  • совершенствовании мелкой моторики;
  • упражнениях на внимательность и работу с пространством листа.

Родители зачастую хотят, чтобы дети научились читать, писать и считать, и надеются, что это разовьёт детям мышление и речь. На самом деле развитие мышления и речи до необходимого уровня позволяет научиться читать, писать и считать.

Если вы будете убедительны, то родители проявят снисхождение к тому, что вы:

  • уделяете достаточно времени играм, развивающим речь, логику и мелкую моторику;
  • расширяете круг знаний об окружающем мире;
  • считаете природные материалы, рассуждая об их происхождении;
  • под предлогом изучения букв раскрашиваете, лепите, вырезаете, рассказываете и пересказываете.

Я думаю, в вашем арсенале достаточно приёмов и материалов для подобного совмещения полезного (развития) с полезным (натаскиванием, более деликатно именуемым подготовкой). Мне очень нравятся наработки В. В. Воскобовича. Его методические материалы созданы для использования в традиционной парадигме, но ориентированы на всестороннее развитие личности и хорошо подходят для одновременной самостоятельной работы детей в группе.

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте
Мифы о плюсах и минусах системы Монтессори