Экономика и внешнеэкономические связи Крыма продолжают развиваться, несмотря на ужесточение антикрымских санкций Запада. Но это регион пока остаётся вне экономического пространства ЕАЭС, ибо все партнеры РФ по Союзу опасаются распространения на них тех же санкций – тем более что это предусмотрено санкционным режимом.
Вдобавок остаётся невостребованным по большей своей части транзитный потенциал Крыма – опять же ввиду ужесточающихся западных санкций. В этом разрезе их опасаются не только страны-члены ЕАЭС. Исключение здесь – уже налаженный морской мост между сирийской Латакией и крымскими портами. Но его надежность во многом зависит от ситуации в российско-турецких отношениях, ибо данный маршрут проходит через Черноморско-Эгейские проливы.
Неблагоприятные внешние факторы смыкаются с внутренними. Обостряющиеся проблемы с полноценным бюджетным финансированием, федеральным и региональным, затрудняют реализацию большинства крымских социально-экономических программ. Таковы основные выводы форума «Дни делового Крыма в Москве», состоявшегося на днях в Торгово-промышленной палате РФ.
По мнению многих участников форума, пока невозможно достоверно прогнозировать более активное участие региона во внешнеэкономических связях РФ, хотя более чем в 20 странах растет спрос на производимые в Крыму товары судостроения, химпрома, зерновые, рыбные продукты. Дело в том, что, как отмечали на форуме эксперты, новая антироссийская резолюция Генассамблеи ООН, принятая 17 декабря с.г., даёт, по сути, карт-бланш на дальнейшее ужесточение санкций против Крыма и в целом России, да и против стран и компаний, сотрудничающих с этим регионом. Потому легко спрогнозировать еще более осторожный подход зарубежья к установлению или по крайней мере дальнейшему развитию экономических связей с Крымом.
И тем не менее эти связи ныне поддерживают свыше 25 зарубежных стран и территорий. Как отметил модератор форума Георгий Мурадов, вице-премьер регионального правительства и постпред Крыма при Президенте РФ, подтверждением экономического «крымского интереса» со стороны зарубежья остаётся и ежегодный Ялтинский международный экономический форум с более чем 3 тыс. представителей из 70 стран мира и 45 регионов России. Кроме того, уже отлажен коридор Крыма с сирийскими портами, что стратегически важно для всей России, а также ближне- и средневосточных стран.
В то же время экономические связи Крыма со странами-партнерами РФ по ЕАЭС, по словам Г. Мурадова, пока больше символические, чем реально значимые. Совокупная доля крымского региона в экспортных поставках этих стран в РФ – менее 2%, а в товарном импорте из РФ – и того меньше. В геополитическом же плане, по мнению крымского вице-премьера и многих других участников форума, у стран ОДКБ пока нет общей позиции по поводу обеспечения этим блоком военно-политической безопасности Крымского региона и поддержки ими России в случае прямой угрозы безопасности полуострова.
Последняя оценка подтверждается и тем, что при голосовании в Генассамблее ООН по антикрымской/антироссийской резолюции против неё, наряду с РФ, из числа стран ЕАЭС и ОДКБ высказались Армения и Белоруссия. Казахстан и Киргизия воздержались, а Таджикистан предпочел совсем не участвовать в голосовании. Среди остальных стран СНГ Россию поддержал в этом голосовании только Узбекистан.
В целом цифры, характеризующие экономическую ситуацию в регионе, на первый взгляд, вполне положительные. По данным Ирины Кивико, министра финансов Крыма, рост валового регионального продукта в 2017 г. составил 14,7%. Значительный рост наблюдался в машиностроительной отрасли (37%), производстве электрооборудования (41%), химических продуктов (45%).
Но заметим, что валовой продукт имеет стоимостное измерение и в официальной отчетности, как правило, не сопровождается показателями товарных (т.е. физических) объемов производства. То же характерно для измерения темпов роста в конкретных отраслях. Но с учетом того, что в промышленности отпускные цены местных производителей, по имеющимся оценкам, за 2016 г. - первое полугодие 2018 г. увеличились минимум на 20%, резонно предположить, что реальные объемы производства в упомянутых отраслях существенно ниже в сравнении со стоимостной динамикой его роста.
Относительно транспортной инфраструктуры Крыма на форуме отмечалось, что, с одной стороны, недавнее открытие автомобильного движения по Крымскому мосту, а также ожидаемый в 2019-м запуск здесь железнодорожных перевозок – это весомые импульсы для ускорения комплексного социально-экономического развития Крыма и его внешнеэкономических связей. Тем более что вскоре стартуют работы по подготовке строительства транскрымской железной дороги (Керчь–Владиславовка–Белогорск–Симферополь), по кратчайшему маршруту соединяющей восточный и центральный Крым. Этот проект, напомним, еще начала 1950-х.
Но с другой – объемы пассажирских и особенно грузоперевозок в регионе, как и между Крымом и соседними субъектами Федерации растут, по оценкам форума, не столь быстрыми темпами, как это прогнозировалось профильными ведомствами РФ и Крыма в канун ввода в действие Крымского моста. И пока нет оснований прогнозировать «взрывной» рост означенных перевозок в ближне- и среднесрочной перспективе. В связи с этим окупаемость транспортно-инфраструктурных проектов в регионе рискует быть неполной и более длительной, чем это планировалось в 2015-2016 гг.
Что касается наиболее благоприятных отраслевых перспектив Крыма, Г. Мурадов пояснил автору: «Наилучшие возможности с учетом местного, общероссийского и зарубежного спроса – у АПК, швейной отрасли, химпрома, рыбопереработки, производства эфирных масел и натуральной фармацевтики Крыма. Но имеют место сокращения в госфинансировании ряда отраслевых и межотраслевых проектов в регионе. А масштабное привлечение в них коммерческого финансирования проблемно из-за отсутствия или сокращающегося присутствия крупных российских компаний в регионе, опасающихся дальнейшего ужесточения против них санкций. По этим взаимосвязанным причинам пока в стагнации, например, проекты возрождения промышленного хлопководства и лесовосстановления в регионе. Также поэтому медленными темпами обновляются предприятия крымского ВПК (а таковых в региональном реестре Минобороны РФ – 23. – Ред.), по переработке сельхозсырья и химического сырья, портовая инфраструктура Крыма».
В более жестком ключе по этим вопросам высказался Яков Иванченко, глава ГАУ «Деловой и культурный центр Республики Крым»: «Российские компании и банки, особенно крупные, избегают работать в Крыму, опасаясь западных санкций. Хотя на словах они одобряют призывы руководства страны к участию этих структур в развитии региона. В свою очередь, эта ситуация затрудняет, если вообще не исключает большее привлечение в Крым зарубежных инвестиций». А ведь госбюджету вкупе с региональным бюджетом, по мнению Я. Иванченко и других участников форума, не под силу обеспечить комплексное и тем более ускоренное социально-экономическое развитие Крыма.
Итак, регион до сих пор находится вне экономического пространства ЕАЭС. Но и в экономическом пространстве самой России он, похоже, участвует еще не в полной мере.