В 2012 году мною впервые была подобрана и опубликована на страницах сайте «Отвага» информация о танке, который в случае его принятия на вооружение и организации массового производства, реально мог изменить мировой расклад сил в области бронетанковых вооружений и всю дальнейшую перспективу танкостроения. Имя этому танку – «Объект 187». Однако мало кому известно, что именно ему должно было быть присвоено «серийное» наименование «Т-90».
После первой публикации, далекой от полной правдивости, как теперь я уже понимаю, мне пришлось несколько раз заниматься правками рукописи. Информация в силу закрытости темы подбиралась буквально по крохам. Но вот, в 2017 году, очередная книга, посвященная юбилею УКБТМ, впервые привела официальную точку зрения об ОКР «Совершенствование-88», и танке «Объект 187». Цитирую ее тут с минимальными редакторскими правками.
Как известно, история не знает сослагательного наклонения, тем не менее нельзя не отметить, что в других, менее драматических, нежели 1990‑е годы, условиях танк Т‑90 мог выглядеть совсем иначе.
Во второй половине 1980‑х годов в министерствах обороны и оборонной промышленности активно обсуждались проблемы разработки танков нового поколения. Согласно правительственному постановлению от 7 февраля 1986 года «О мерах по созданию нового танка», базой для него должен был стать харьковский Т‑80УД. Соответственно главным конструктором назначался Н. А. Шомин, основным разработчиком — Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова, а головным предприятием — Харьковский завод имени Малышева. Отметим, что в техническом задании для новой машины предусматривалось введение командной компьютеризированной системы управления частями и подразделениями, вплоть до отдельной боевой машины, оснащенной бортовой ЭВМ. С принятием на вооружение нового танка должна была уйти в прошлое главная беда советского танкостроения 1970–1980‑х годов: разнотипность танкового парка. Планировалась поочередная остановка заводов на два-три года для переоснащения на выпуск единого танка.
Подготовленная в Госплане СССР, Миноборонпроме и ГБТУ программа реконструкции танкостроительных предприятий должна была завершиться в 2000 году.
Распад СССР и образование независимой и суверенной Украины поставили крест на проекте нового танка на базе Т‑80УД; ушло в прошлое и Министерство оборонной промышленности СССР. Возникший на его руинах российский Департамент оборонной промышленности пытался сформулировать собственную программу; летом 1992 года обсуждался проект «Лидер 2000–2005 гг. ». Его осуществление поручалось главному конструктору «восьмидесятки» Н. С. Попову.
УКБТМ вновь отводилась второстепенная роль. Правда, имелось и существенное отличие: в конце 1980‑х годов ушли в прошлое административные запреты, десятилетиями ограничивавшие творчество тагильских конструкторов, а в 1990‑е годы все танкостроительные заводы и танковые КБ бывшего СССР оказались в равных условиях почти полного отсутствия государственных заказов на военную технику и мизерного финансирования НИОКР.
И вот здесь тагильчане оказались гораздо более последовательными и устойчивыми. К тому же они располагали необходимым для того заделом.
«Изделие 186», о котором мы говорили чуть ранее, по своей сути было экспериментальной машиной, на которой отрабатывалось большое количество различных нововведений, и далеко не все из них в ходе проведенных испытаний оправдали возлагавшиеся на них надежды. Тем не менее выполненная работа позволила накопить значительный технический потенциал, который был спустя некоторое время реализован в рамках ОКР «Совершенствование‑88» на более перспективной машине, получившей в опытной разработке индекс «изделие 187».
Первоначально опытно-конструкторские работы шли по характерному для уральского КБ эволюционному пути развития, в рамках классической компоновочной схемы с кормовым расположением силовой установки. Вместе с тем новая машина кардинальным образом отличалась не только от советских основных боевых танков (Т‑64, Т‑72, Т‑80), но и от «изделия 188». В новом детище УКБТМ было реализовано большое количество инновационных решений, в том числе:
— корпус и сварная башня увеличенного объема, обеспечивающие более высокий уровень защиты;
— современная СУО на основе комплекса 1А45Т;
— комплекс вооружения с оригинальным автоматом заряжания, предусматривавший установку пушки повышенной баллистики 2А66 (вместо 2А46М), разрабатывавшейся в рамках ОКР «Анкер» и введение в состав боекомплекта более мощных БПС. В состав комплекса, так же, как и на «изделии 188», вошла и закрытая зенитно-пулеметная установка;
— моторно-трансмиссионная установка, включавшая более мощный Х‑образный 2В12-2, оригинальные трансмиссию и обслуживающие системы (охлаждения, воздухоочистки и т. п.). Гидрообъемномеханическая трансмиссия, установленная на первых пяти образцах, на шестом, последнем, была заменена на гидромеханическую;
— ходовая часть, включавшая в том числе оригинальные гусеничные ленты с параллельным резинометаллическим шарниром (РМШ).
Всего было изготовлено шесть опытных образцов. Конструкторско-доводочные испытания первого опытного образца («изделие 187» № 1) были проведены на основании решения военно-промышленной комиссии и приказа министра оборонной промышленности в период с четвертого квартала 1987 года по второй квартал 1988 года.
Уровень защиты лобовых проекций корпуса и башни изделия был значительно усилен по сравнению с серийными изделиями.
Особенно это относится к корпусу. Совершенствуясь от образца к образцу, на «изделии 187» № 6 баллистическая защита достигла максимального значения: геометрия носового узла корпуса была значительно изменена и приобрела более рациональную форму, а призменные приборы наблюдения перенесены за люк механика-водителя. Броневая защита корпуса и башни дополнялась ВДЗ и противокумулятивными решетчатыми экранами, защищавшими бортовые проекции корпуса танка от оружия ближнего боя — РПГ.
Так же, как и на «изделии 188» был установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ‑1. Большое внимание при разработке «изделия 187» уделялось повышению живучести, пожаро и взрывобезопасности, а также снижению заметности в ИК-диапазоне длин волн. В числе прочего в корпусе нового танка были установлены бронированные топливные отсеки. Такие же отсеки, защищавшие вынесенное оборудование (например, агрегат питания АП‑18Е) от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских боеприпасов, были установлены на надгусеничных полках. Конструктивными мероприятиями обеспечивался вывод выхлопных газов основного двигателя в корму изделия.
Настоящим прорывом в оснащении шасси танка стала разработка для «изделия 187» информационно-управляющей системы (ИУС), для чего была привлечена большая группа конструкторов из состава УКБТМ, ГСКБД ЧТЗ, СКБ «Турбина» и СКБ «Ротор» (головной разработчик и изготовитель ИУС). После трех месяцев напряженной работы конструкторской группе удалось подготовить техническое задание, окончательное формирование которого было завершено в СКБ «Ротор». Создание ИУС водителя было новой задачей как для УКБТМ, так и для головного разработчика этой системы, поэтому отладку программного обеспечения и аппаратной части первого образца ИУС было решено проводить в составе шасси танка «изделие 187».
С первых же дней отладки стали выявляться нюансы обработки показаний датчиков, тонкости работы исполнительных механизмов, необходимости совершенствования и корректировки программного обеспечения. Четкая и слаженная работа специалистов УКБТМ и СКБ «Ротор» позволила завершить процесс отладки ИУС в предусмотренные сроки с внесением максимально возможных улучшений. В дальнейшем ИУС совершенствовалась от образца к образцу с расширением ее функциональных возможностей. Главным достоинством ИУС водителя является то, что автоматизация процессов управления движением и контроля за моторно-трансмиссионной установкой позволила снизить психомоторную нагрузку на механика-водителя и тем самым создать ему комфортные условия по управлению машиной.
Характерной особенностью «изделия 187» стала новая посадка механика-водителя, что объяснялось кардинальным изменением конструкции носового узла корпуса танка. Несмотря на определенные сложности на первоначальном этапе испытаний, такая схема посадки постепенно прижилась и в дальнейшем была реализована на перспективном опытном образце «изделие 195» и танке Т‑14, разработанном в ходе выполнения ОКР «Армата».
С целью снижения массы в конструкции деталей и сборочных единиц нашло отклик широкое применение титановых сплавов. Один из опытных образцов («изделие 187» № 3) послужил базой для отработки в рамках ОКР «Совершенствование‑88» газотурбинного двигателя («изделие 39») для перспективного танка «изделие 195».
В первой половине 1990‑х годов танк «изделие 187», безусловно, являлся лучшим образцом среди отечественных основных боевых танков, его превосходство по боевым и техническим характеристикам над только что принятым на вооружение танком Т‑90 было очевидным. По большинству показателей он превосходил и лучшие зарубежные образцы. Тем не менее эта боевая машина так и осталась опытной, а научно-технический задел, полученный в ходе работ над «изделием 187», в значительной степени был использован в ходе работ над «изделием 195».
В начале 1990‑х годов главным конструктором В. И. Поткиным было принято решение о необходимости и целесообразности разработки перспективного опытного образца по принципиально новой компоновочной схеме, отличающейся от схемы, по которой до этого были созданы все отечественные серийно изготавливавшиеся танки. В связи с этим было уточнено ТТЗ, и в КБ начались работы по созданию танка, получившего в опытной разработке индекс «изделие 195» и известного также по публикациям в СМИ как танк Т‑95.
Работа над этой боевой машиной ознаменовала новый этап в развитии отечественного танкостроения, так как предполагала создание качественно иной машины с высоким уровнем защиты экипажа, огневой мощью, автоматизацией процессов, насыщенностью современной электроникой, динамическими характеристиками. Все это позволяло создать поистине революционную машину. Серьезно осложняло работу по данной теме так называемое «недофинансирование» со стороны министерства обороны. Во второй половине объемы получаемых средств перешли в резкое пикирование, достигнув в 1998 году «рекордных» 4 % от потребного.
Что касается намерений присвоить танку «Объект 187» наименование «Т-90», то отголоски тех событий мы находим в дневнике главного инженера «Уралвагонзавода» тех лет, Михаила Тарасовича Шпака:
8-го июня [1992г.]
1. Подготовка к приезду Б.Н.Ельцина:
- УЗС-50 (из цеха ”150”) производства ЧССР поставить в цех ”135”,
- Организовать выставку выпускаемых ТНП в цехе “135”,
- Организовать фотографирование (Сикорский - ”63”) в “135”,
- Чай.
2. Вопросы к Ельцину:
- Реализация готовой продукции (экспортные изделия Т-72 под забором),
- Постановление и № изделию 188,
- Перспектива “УКБТМ”.
8-го июня 1992 г. на завод приехал Ельцин Б.Н.
Маршрут: вторая проходная, “540”, “135”. В цехе”540” показано изделие 188 и его пробег по заводской дороге, в цехе “135”, кроме производства ПУМ-500 и экскаватора ЭО-5126, показан УЗС производства ЧССР, выставка товаров народного потребления. За чаем Борис Николаевич пообещал:
-Реализация экспорта (80 % средств остается заводу),
-Наличные деньги для выплаты заработной платы работникам объединения (20,0 млн.руб.) - пришлю самолетом,
-Подпишу постановление о принятии Т-88 на вооружение,
- Подпишу перспективу Т-90 ЕА.
10-го июня показ Ельцину и Галкину изделия 188. Заключение президента: «Могучий завод и КБ!” Б.Н. пообещал деньги Поткину В.И. на продолжение темы Т-90ЕА. Поручил 15.06.92 г. прибыть в г.Москву для подготовки проекта постановления.
23-го июня (борт самолета Екатеринбург-Москва) разговор с Росселем Э.Э. по изделию 188. Постановление (проект) и перспектива не согласованы с администрацией г. Н.Тагила и области.
Подводя «промежуточный» итог скажу следующее: танки Т-90, что ставший знаменитым «Объект 188», что оставшийся в тени «Объект 187» создавались практически параллельно, хоть и в рамках разных тем. В конце 80-начале 90-х, Минобороны, собственно, как и сейчас, было проще принять на вооружение «модернизированный» образец, коим был 188-й, нежели во многом новую, «перспективную» машину.
По логике вещей, в 1992 году, следовало бы принимать на вооружение и разворачивать выпуск 187-й машины. В этом случае переход на принципиально более совершенный образец – Т-95 совершился бы много быстрее и проще. Да и вообще линия развития наших танков пошла бы более круто. В 2009 – 2010 годах, мы наступили на те же грабли. Вместо принятие на вооружение Т-95 – закрыли эту тему и занялись «Арматой». В результате до сих пор остаемся с Т-72, как тем самым «разбитым корытом» из сказки Пушкина.
Другой вопрос – стараниями Горбачева и его заокеанских соратников, Советский Союз оказался разрушен и не смотря ни на какие усилия, Россия поднять тему серийного производства совершенно нового танка просто бы не смогла. Мы имели шанс сделать рывок в «тучное» десятилетие конца нулевых – начала 10-х годов нынешнего столетия. Но нам опять не дали этого сделать.
По материалам:
- Колмаков Д. Г., Устьянцев С. В. УКБТМ. 75 лет тагильской школе танкостроения. Библиотека Танкпрома. — Екатеринбург : Издательство ООО Универсальная Типография «Альфа Принт», 2017. ISBN 978-5-9909772-4-2
- Шпак М. Т. Пятьдесят лет работы на Уральском вагоностроительном. 1950–2000 гг. Рукопись.// Музей УВЗ. ФПИ.
Фото: Андрей Новицкий, "Magic Models"