«Возраст строптивости» - так в психологии называется кризис трёх лет, который является переломным моментом в жизни детей. Ведь как раз в этом возрасте ребёнок начинает понимать себя, и тем самым, в мыслях отделяет себя от родителей, осознавая свою индивидуальность и самостоятельность.
Кризис трехлетнего возраста
Возможно некоторые мамы, услышав только слово «кризис» предаются панике. Этого не стоит делать. Это не патология, а абсолютно нормальный этап взросления малыша. Это неизбежная, и как ни странно, необходимая реальность. В этот период ребёнок формируется как личность, у него проявляются основные черты характера, определяется отношение к членам семьи, к людям, которые его окружают. Он развивает в себе способность взаимодействовать с ровесниками и взрослыми людьми в различных ситуациях.
Это явление строптивости можно распознать по следующим признакам:
1. Негативизм.
2. Протест-бунт.
3. Стремление к деспотизму.
4. Упрямство.
5. Своеволие.
6. Строптивость.
7. Обесценивание взрослых.
8. Непослушание.
9. Нарушение родительских запретов.
10. Стремление поступать вопреки логике.
Совсем недавно малыш был ласковым и послушным, и совершенно неожиданно он становится неуправляемым маленьким тираном. Простое незаурядное дело становится огромной проблемой: «сначала невозможно одеть на прогулку, потом никак домой не загонишь», «то борщ не хочу, то кашу не буду», «на улице мороз -10, а он на прогулку только в любимых летних сандаликах идти хочет», «купание было любимым занятием, а теперь стало очень проблематичным испытанием».
У каждой мамы в арсенале может быть тысяча подобных примеров. В таких ситуациях мамы и папы оказываются в тупике, в растерянности, а иногда даже опускают руки от бессилия. И именно это доставляет удовольствие маленькому строптивцу, придаёт сладкий вкус победы.
Как помочь малышу преодолеть этот сложный период?
Какими только вопросами не задаются родители в это время. Что же делать? Наказывать? Ставить в угол? Лишить десерта? Отшлепать?
Строгие меры – это наиболее лёгкий, но и самый ненадежный способ преодоления детского противостояния.
Прежде всего, необходимо понимать, что в сложившийся ситуации больше всего страдают не родители, а сам кроха. Малыш неожиданно стал независимым, но ещё не знает, что с этой независимостью делать. Многое он желает делать самостоятельно, но и окружающие, по его требованию, должны полностью подчиняться всем капризам. Стремление «строптивца» стать самостоятельным необходимо уважать, но потакать всем прихотям для того, чтобы он успокоился, тоже не стоит.
Правильным решением будет набраться терпения и понять, что именно привело к конфликтной ситуации. Если причина буйного поведения малыша понятно, то есть возможность подавить конфликт до того как он начнется.
Причины возникновения конфликта и методы борьбы с ними
Бывает, что виновником противоречия становится мама. Пообещала малышу вместе нарисовать большой дом, или вылепить его из песка, но отвлеклась на бытовые дела или заболталась с подругой. В таком случае спокойная обстановка начнёт приобретать оттенок конфликтной ситуации. Но справедливая и умная мама знает, как сделать так, чтобы конфликт был исчерпан: надо извиниться перед малышом. И все!
Зачастую причинами разногласий становятся переутомление или усталость крохи, избыток впечатлений от посещения кинотеатра, зоопарка, цирка, парка аттракционов. И одной из основных причин негативизма является недостаток внимания со стороны родителей. Даже если ребенок раздражен, ему необходимо чувствовать свою «нужность» маме. Необходимо дать понять малышу, что он любим, то есть крепко обнять и не отпускать, даже если кроха и упирается. Ребёнок в силу своего возраста не в состоянии справиться с эмоциями, так что ему просто необходима помощь мамы.
Иногда, только при зарождении конфликтной ситуации можно попробовать переключить его внимание на что-то другое: показать необычное дерево или облако в виде животного, начать петь песенку, попросить помочь найти внезапно потерявшиеся ключи.
К счастью, период кризиса трехлетнего возраста недолог. И ребенок переходит на новый уровень развития личности, со своим мироощущением, со своими желаниями, которые он в состоянии и объяснить, и проанализировать.
Итак, ребенку необходимо помочь осознать неповторимость и ценность его личности. Лучше всего в этом поможет заинтересованность и доброжелательность взрослых к его делам и поступкам, одобрение его желания выступить с инициативой и собственными предложениями.