Найти тему
Николай Цискаридзе

Балет "Щелкунчик-труппа" Жана-Кристофа Майо

Сегодня я вновь обращаюсь к творчеству Жана-Кристофа Майо и представляю вашему вниманию балет «Щелкунчик-труппа».

Этот спектакль создавался к 20-летнему юбилею творчества Жана-Кристофа Майо в Монте-Карло, в труппе, которой он руководит. Сначала он ставил для этого театра, а уже потом, с 1992 года был назначен главным балетмейстером.

Спектакль Жаном-Кристофом Майо задумывался как своеобразный панегирик собственному пребыванию в стенах этого коллектива.

Сюжет очень сложно пересказать, поэтому его гораздо интересней смотреть, там очень много аллюзий. Дроссельмейер «Добрая фея» – это принцесса Ганноверская, которая пригласила его в эту труппу. Балетмейстер, которого она представляет – это, конечно, он сам. Знаменитая пара, которая как бы ратует за классический балет – это бывшие руководители и звезды балета Монте-Карло – Гилен Тесмар и Пьер Лакотт. И так далее.

В этом балете, в первом акте, который полностью посвящен балетному классу, закулисью театра, из-за чего, к сожалению, этот балет никогда не выезжает за пределы Монте-Карло, потому что построена очень большая, масштабная декорация, которая полностью воссоздает закулисье любого серьезного театра. Представляет такой панегирик этой труппе, жизни и истории этого 20-летнего периода, правления Жана-Кристофа Майо.

-2

А второй акт предъявляет экскурс по его творчеству, по главным его спектаклям. Там цитируется балет «Сон», «Золушка», «Красавица», «Ромео и Джульетта» и, конечно, как-то переплетается с мечтой главной героини, которая в «Щелкунчике» мечтает об идеальном принце.

Смотря эту хореографию, этот спектакль, вы увидите, что любой персонаж может быть исполнен любым другим артистом, от этого ничего не поменяется, потому что самим балетмейстером так четко поставлены характеры, так четко прописаны мизансцены в хореографии, что исполнитель не очень сильно будет влиять на действия, на пластику, потому что все заложено в очень четкой структуре.

В первом акте, когда показано закулисье, очень интересен этот синтез, и драматического театра, и цирка, и классического балета. И, конечно, главный спор, что же важнее для труппы, то, с чем столкнулся Жан-Кристоф Майо, когда пришел в эту труппу, – все-таки надо оставлять классическое направление или идти своим путем, создавать авторский коллектив. Что он и сделал.

Жан-Кристоф Майо на протяжении многих лет руководит балетом Монте-Карло, и конечно, балет Монте-Карло неразрывно связан и с «Русскими сезонами», с очень серьезным влиянием российской культуры на все Лазурное побережье. Но в 90-е годы принцесса Ганноверская, которая является патронессой этого театра, пригласила Жана-Кристофа Майо к руководству. Потому труппа полностью поменялась, она из классической труппы превратилась в полностью авторскую.

-3

За 20 лет работы в коллективе, конечно, у Майо создалась собственная группа, которая делает все спектакли: и художник-оформитель, и все те замечательные люди, которые там работают педагогами, и те, кто ему помогает составлять партитуры. Это полностью команда, которая и являет само название балета Монте-Карло, под управлением Жана-Кристофа Майо.

Очень интересно показана история балета Монте-Карло, потому что в первом акте существует очень много нюансов, интересных для балетоманов, для тех, кто интересуется разными слухами, историями о том, как живет закулисье. Там показаны многие сценки: как репетируют спектакли, как ведут себя премьеры и прима-балерины, какое существует конкурентное поле для разных исполнителей, как исполнители низшего ранга стремятся получить роль позначительней... Все это очень интересно, забавно. Конечно, это сделано и с юмором, и с некоторым сарказмом, а в некоторых местах и с трагизмом.

Те, кто любят классическую версию «Щелкунчика» – должны про нее забыть, потому что здесь нет порядка номеров, которые задумывал когда-то Петр Ильич Чайковский, многие сцены вообще вынуты, допустим, полностью отсутствует сцена «снежинок», она заменена другой музыкой. А во втором акте полностью изменен порядок номеров, которые задумывал Чайковский, потому что это такое своеобразное, но логичное для Жана-Кристофа Майо действие.

-4

Премьера спектакля была в 2013 году, и еще он был снят на видео для показа по миру в разных кинотеатрах. Сейчас очень модно показывать балеты в кинотеатрах. Спектакль идет в прямом эфире и в разных частях света, разные кинотеатры транслируют этот спектакль. И версия, для показа в кинотеатрах и на телеэкранах, снята в 2015 году и тогда же был заново переработан весь спектакль.

Конечно, вы могли видеть балет «Щелкунчик» неоднократно, и в театре, и в записи, в хореографии самых выдающихся балетмейстеров: Вайнонен, Григорович, Ноймайер, Ролан Пети, Морис Бежар и многие другие. И вот в череде этих «Щелкунчиков» появилась еще одна версия.