Найти тему
Postcriticism

Рецензия на «Дом, который построил Джек»

Дом, который построил Джек (The House That Jack Built), 2018, Ларс фон Триер

Когда Триер общается со своей публикой, ладного разговора не выходит заочно. Сразу же находится чувствительная женщина в прединсультном состоянии, не выдерживающая киноязыка пассивной агрессии, парочка, ощутившая острую ноющую боль в области гениталий из-за внеочередной сцены с повышенным градусом натурализма, рыдающий на заднем фоне ребёнок (возможно, чей-то внутренний). И так уж складывается, что за каждой очередной исповедью режиссёра- скандалиста закрепляется «оболочечная репутация».

Триеру любят ставить диагноз по маске, а большинство его лент в информационном пространстве описываются шапочно, пафосно и брутально, как будто «Антихрист» — фильм про клитор, а «Меланхолия» — про то, как Кирстен Данст помочилась на поле для гольфа. Этот имидж убивает специфическую чувственность, нежность и открытость цикла историй Ларса о том, как тяжело человеку жить в социуме, не принадлежа ни данному социуму, ни самому себе.

Идут пилигримы. Ристалищ и капищ мимо. Прошли бы и мимо Джека, но, вестимо, мимо него вообще нельзя пройти. Он всегда был здесь, как только первый в истории мироздания человек взмахнул косой, чтобы обдать земную твердь запахом кровоточащей травы. Джек жил в каждом ребёнке, который калечит животное в деструктивном периоде становления личности, бывал с вами под одним пледом, когда вы ещё считали мастурбацию своим личным изобретением, и подглядывал за вашим туповатым выражением лица, когда вы силитесь оттереть въевшееся пятно от белоснежного костюма.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

«Дом, который построил Джек» — гигантский собирательный образ. Настолько большой, что Триеру приходится прибегать к цикличности, несколько раз обращаться к одной и той же системе символов и даже избыточно пояснять сущность главного героя в формате утешительной лекции. Утешительной во многом потому, что обсессивно-компульсивное расстройство — это ВИЧ современности, который мало кто освещает и тем паче мало кто собирается лечить. Об этом либо знают все, либо ничего. Такие пациенты живут внутри гигантского муравейника и методично продолжают перетаскивать свои палочки и веточки в общую кучу, просто находясь в тошнотворной и нелепой борьбе с постоянным зудом в области психики. В конце концов, она либо с хрустом перемалывается жерновами ОКР в порошок, высыпаясь за пределы бытия, либо превращается в балладу о неутолимом неврозе.

Это не Билли Миллиган и его весёлые личности, которых увлекательно наблюдать и подсчитывать. ОКР представляет малый интерес для большого экрана и вряд ли легко вступает в симбиоз с эффектностью. Триер показывает пресную картинку, какую-то «слишком обычную», чтобы рядовой гражданин испытал восторг от академичности подхода и педантичности разбора каждого острого камня на пути Джека. Конечно, привычно красочный и роскошный финал с лёгкостью оттеняет бытовую скуку и сбор анамнеза двух третей фильма, но не изживает вопроса — зачем кому-то идти за Джеком? Что интересного в надменном мужчине средних лет, который подобно старику с патологической обстоятельностью продолжает плести бредовые теории из крупиц своего кругозора?

Это гигантский собирательный образ. Настолько большой, что Триеру приходится прибегать к цикличности, несколько раз обращаться к одной и той же системе символов и даже избыточно пояснять сущность главного героя в формате утешительной лекции

Мы все на этом поле. Мы все видим одну картину. Загорелые, поджарые мужчины чётко и синхронно делают замах косой. Воздух наполняет кислый запах травы. Но одни, зажмурившись, вспоминают первый поцелуй и легкость в животе, а другие пытаются вытащить острие косы из грудины, из-за мечевидного отростка, из костей своего позвоночника, из глазных яблок, которые едва не лопнули, завидев очередное сверкание металла в лучах солнца. Мы стоим на одном поле, и двинемся дальше вместе, но проживаем разные эпохи. Феномен параллельных миров, если хотите.

Джек привлекателен. Он неидеален, не является суррогатом медийного убийцы с улыбкой на миллион. Он честен, потому что любая его попытка солгать пресекается у самого корня невидимым собеседником. Он — антихрист, впавший в меланхолию. Он — психопат, который вышел за рамки учебника. А слезы психопата, теперь вы это знаете, дорогого стоят.

Автор: Анастасия Плохотина

Не забудьте подписаться на наш канал. Больше материалов вы найдете на сайте Postcriticism и в социальных сетях: "ВКонтакте", Facebook, Twitter и Telegram.