За творчеством и жизнью уфимского писателя Михаила Чванова я наблюдала всегда, начиная с юности, с повести о спелеологах «Лестница в небо». Но как-то издалека.
Боялась приблизиться. Слишком значительными и великими мне казались дела этого человека, темы, поднимаемые им в своих книгах: героические подвиги покорителей Севера на судне «Святая Анна» в «Записках штурмана Альбанова», поиски бесследно пропавшего самолета Леваневского, решившего совершить перелет из СССР в Америку через Северный полюс... Русская, славянская идея, нашедшая отражение во многих публицистических очерках, рассказах и повестях писателя. И, наконец, возрождение Аксаковского дома в Уфе, учреждение грандиозного Международного Аксаковского праздника, на который приезжают известные деятели культуры и литературы, и не только из России. Я не понимала, как может вместить в себя столько путешествий, подвигов, дел, мыслей, поисков и находок, дружб, войн всего одна человеческая жизнь!
Не понимаю и сейчас, как все это может выдержать человеческое сердце! И за ответом на эти вопросы отправляюсь на встречу с Михаилом Андреевичем в Мемориальный дом- музей С.Т.Аксакова.
- Скажите, Михаил Андреевич, каким образом семейство Аксаковых вошло в вашу жизнь? С чего все началось?
- Наверное, с досады оттого, что в Уфе оказался под угрозой сноса дом, в котором родился великий русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, и, кажется, никто этим не обеспокоен. Я думал: напишу статью, и все бросятся спасать его... К сожалению моему, кроме краеведов Гудковых, никто даже не пошевелился. Второе: об Аксакове в то время упоминали только как о замечательном описателе природы, его великие сыновья Иван и Константин вроде бы совсем от другого дерева, а о его сыне, Григории Сергеевиче Аксакове, первом уфимском гражданском губернаторе, даже упоминать было нельзя. Так постепенно я втянулся. А в 90-е годы, когда произошел распад страны, я пришел в этот дом работать.
Аксаковы - это даже не прошлое, не настоящее, это - будущее России. Они воплотили в себе образ истинной России: семейные отношения не только в семье, но и семейные отношения с природой, между народами.
Не скажу, что по жизни я - удачник, но в том, что касается Аксаковых, у меня все получалось, мне всегда помогали самые разные люди. И все больше я убеждался, что кто-то меня ведет по этой стезе. Несколько раз я пытался уйти от этого, заняться чисто писательским делом, писать прозу... Но произошла мистическая история с возрождением родового имения и храма Дмитрия Солунского в селе Надеждино нынешнего Белебеевского района, где ныне создан известный далеко за пределами России Аксаковский историко-культурный центр «Надеждино».
В 60-е годы прошлого века по приказу твоего отца (Марсель Гафуров, мой папа, возглавлял тогда редакцию республиканской молодежной газеты «Ленинец» - С. Г.) я поехал в Белебеевский район, чтобы учить местных крестьян сажать кукурузу квадратно-гнездовым способом. С председателем колхоза имени Карла Маркса Равгатом Тухватовичем
Евбатыровым мы объезжали колхозные поля. Он предложил мне заехать в село Надеждино, дескать, там возле большой дороги разрушенная церковь как гнилой зуб торчит, и райком партии наседает с требованием убрать ее. «На обратном пути заедем к геологам, назавтра с взрывниками договорился». Я стал убеждать его не делать этого. «Но церковь не состоит в реестре памятников истории и культуры». Уезжая, я не был уверен, что церковь не будет взорвана, мы договорились только об отсрочке ее взрыва, пока я не попытаюсь что-нибудь предпринять.
Вместо статьи о кукурузе я написал статью об аксаковской церкви, об угрозе, нависшей над ней. Марсель Абдрах- манович криво усмехнулся, но все-таки подписал статью, зная, что за нее его не похвалят, и она была опубликована. И только недавно я узнал, что зам. редактора настучал тогда на меня в КГБ, дескать, я занимаюсь религиозной пропагандой. Но были уже другие времена.
Церковь Евбатыров тогда не взорвал, хотя газета «Ленинец» была для него не указ. Не убрал ее и позже, когда стал первым секретарем райкома партии. Тогда на него давил уже обком партии: «Убирай!»
В позапрошлом году он умер в глубокой старости. Незадолго до этого я навестил его. И он сказал мне: «Ты знаешь, у нас в роду не было долгожителей. Я - единственный! Наверное, аллах засчитал мне, что я не взорвал русскую церковь».
И вот теперь в Надеждине Аксаковский историко-культурный центр: величественный храм во имя покровителя русского воинства Димитрия Солунского, восстановленная на пепелище барская усадьба, в которой ныне Музей семьи Аксаковых, школа народных ремесел, памятник С.Т. Аксакову работы выдающегося белорусского скульптора Ивана Якимовича Миско. Завершали реставрацию всем миром попечители Аксаков- ского фонда чуть ли не со всей страны: предприятия «Транснефть-Урал», «Газп- ромтрансгаз-Уфа», Белеебевский молочный комбинат, оборонные заводы Урала и Москвы, русские, татары, башкиры, чуваши, украинцы.
Писательство - это
н- Кстати, я недавно побывала в Надеждине. Это такая красота! И музей Аксаковых, и храм Дмитрия Солунского, и Центр народных промыслов!
-Да. Сейчас Белебей включен во Всероссийскую программу развития малых городов России. И мемориальный комплекс в Надеждине стал одним из главных звеньев, который делает город Белебей привлекательным не только для туристов. В Надеждине родился Иван Сергеевич Аксаков, выдающийся публицист, поэт и общественный деятель. В Надеждине провел детство Константин Сергеевич Аксаков. В Надеждине жила Ольга Григорьевна Аксакова, внучка писателя, которой он посвятил знаменитые «Детские годы Багрова-внука». Впоследствии Ольга Григорьевна Аксакова организовала близ Надеждина первую в Башкирии стационарную кумысолечебницу, переросшую со временем в нынешний санаторий им. С.Т. Аксакова. В годы Гражданской войны она не ушла с белыми в изгнание, как многие соседние помещики, сохраняя огромный архив семейства Аксаковых. Архив сохранила и умерла от голода в 1921 году. И похоронена со своими крестьянами в общей могиле... Непонятно, почему министерство образования республики противодействует тому, чтобы соседней школе в поселке Аксаково, находящейся между Надеждиным и санаторием было присвоено имя Ольги Григорьевны Аксаковой.
- Михаил Андреевич, я знаю, что вы можете рассказывать об Аксаковых бесконечно. Но давайте перейдем к теме труда писателя, вашего труда... Что бы вы хотели сказать молодым, начинающим?
- Что писательство - это не профессия, а образ жизни, судьба. И твоя судьба, и судьба твоих близких будет более счастливой, если ты найдешь для себя другое призвание. Писатель, кроме таланта, - это еще биография. Вон Захар Прилепин отложил в сторону ручку, взял автомат и пошел воевать за Донбасс. Но ес
е пли уж ты почувствовал, что это твое призвание, и почувствовал в себе талант, будь готов к тому, что тебя не сразу начнут печатать, тем более признают в тебе писателя. Умей писать в стол, не отчаивайся, если тебя не печатают. С одной стороны это может быть свидетельством графоманс- тва, с другой - таланта. Не подстраивайся в угоду никому. В свое время свой первый рассказ «Билет в детство» я разослал в 17 различных изданий. И отовсюду пришел отказ, мол, это графоманство, или рассказ нужно доработать. Прошли годы, и этот рассказ без всякой доработки включают в разряд классики русской литературы. Например, недавно натыкаюсь на обзор русской литературы в Германии и читаю: «Михаил Чванов со своим рассказом «Билет в детство» буквально ворвался в русскую литературу 70-х годов, вошел в ряд лучших произведений русской литературы второй половины двадцатого века...» Важно в пору сомнений мнение большого писателя. Было у меня трудное время, когда меня совсем не печатали, поддержал только большой белорусский писатель-фронтовик Василь Быков, в ту пору бывший в полной опале, написав мне при прочтении моих первых рассказов: «Не верьте никому. Верьте своему большому таланту. Но постарайтесь не распыляться».
Боюсь, что у меня не получилось - не распыляться. Боюсь, что я не оправдал его надежд, отвлекаясь от главного, но, в то же время: кто знает, что главное? Чем я только не занимался! Не знаю, какое место я займу в отечественной литературе, но вот в географические справочники моя фамилия вошла - как руководителя спелеологической экспедиции, осуществившей первый спуск в пещерную пропасть Кутук-Сумган. В позапрошлом году МЧС России сделало мне подарок, ровно через 50 лет организовало новый спуск в Кутук-Сумган. Повис я над бездной и думаю: «Зачем мне это надо? Кому я хочу что-то доказать?»
Потом были вулканы. Поиск пропавших полярных экспедиций. Мне удалось установить, что выдающийся полярный исследователь, штурман в экспедиции на шхуне «Св. Анна», - наш земляк, и проследить его жизненный путь. По мере того, как я находил новые сведения, тоненькая книжечка «Загадка штурмана Альбанова», изданная в 1976 году московским издательством «Мысль», с каждым выходом толстела и выдержала, кажется, уже 8 переизданий: в Уфе, Москве, Воронеже, где до моего поиска считалось, что там родился Валериан Альбанов.
- Вы вместе с Эрнстом Мулдашевым руководили всесоюзной экспедицией по поискам самолета Леваневского, пропавшего во время перелета из СССР в США. Нашли?
- Нет! Исследователи до сих пор ломают копья, где его искать. Есть основания считать, что после крушения самолета от Леваневского, после так называемой «последней радиограммы» продолжали поступать радиограммы еще в течение месяца, значит, он бы жив. Но эти радиограммы почему-то были приняты недостоверными или просто-напросто засекречены. Мне удалось найти в архивах, а потом в Якутске лично встретиться с радистом, который получал эти радиограммы. Меня до сих пор пытаются втянуть в эти споры, приглашают на всевозможные научные, в том числе международные, конференции, но на это у меня теперь просто не хватает времени. Достаточно того, что в свое время я нашел эти важные для поиска радиограммы, которые дают возможность сузить круг поиска или даже остановиться на одном районе.#литература #бирск #поэзия #китай #Литература