Иршат Зианбердин
ДЕЯНИЯ АТТИЛЫ
Путь посольства, в котором участвовал Прииск, лежал через Сардику и развалины Наисса. Неподалеку от Наисса римский военачальник выдал гуннским послам пятерых перебежчиков из числа семнадцати, о которых Феодосий писал Аттиле. На- исс лежал в пяти днях пешего пути от Истры. Несмотря на то что Паннония давно принадлежала гуннам, ставка Аттилы находилась не в самой Паннонии, а на левом берегу реки. Неизвестно, двигалось ли посольство от Наисса к Истре прямым путем,
— во всяком случае, судя по описанию Прииска, путь этот (на лошадях) занял очень немного времени. Прииск пишет:
«Здесь перевозчики из варваров приняли нас на однодеревки, которые выдалбливаются ими из срубленного леса. Они перевезли нас через реку. Эти челноки не для нас были приготовлены. На них были перевезены попавшиеся нам на дороге множество варваров, потому что Аттила хотел переехать в Римскую землю, как будто бы для того, чтоб охотиться. В самом же деле он делал приготовления к войне, под тем предлогом, что не все беглецы были ему выданы».
В семидесяти стадиях (примерно в 13 км) от реки посольство вынуждено было остановиться. Эдикон отправился в ставку к Аттиле сообщить о прибывших, и вскоре к римлянам прискакали посыльные, с тем чтобы препроводить их в лагерь гуннского вождя. На следующий день послы и сопровождавшие их гунны прибыли туда, где стояли многочисленные шатры Аттилы. Это место не было постоянной ставкой
— у Аттилы, как выяснилось позднее, имелось нечто вроде резиденции с деревянными домами, здесь же был разбит кочевой лагерь. Прииск пишет, что римляне хотели поставить свои палатки на холме, но им запретили это делать, поскольку шатер самого Аттилы стоял в низине, и они поселились там, где им было указано.
К этому времени Аттила уже узнал о том, что на его жизнь готовится покушение, — Эдикон «донес ему о количестве ожидаемого от римлян золота и о цели нашего посольства». Удивляет реакция гуннского вождя
— он не задержал послов, не учинил следствия, а лишь без объяснения причин отказался от встречи с ними и через своих людей предложил им вернуться в Константинополь. Причем он разрешил им отложить отъезд до утра и прислал богатый ужин. Для Максимина и Прииска, которые не знали о планах Вигилы, это стало полнейшей неожиданностью, и они настойчиво требовали свидания с Аттилой. В конце концов они добились своего. Прииск пишет:
«Мы вошли в его шатер, охраняемый многочисленною толпою варваров. Аттила сидел на деревянной скамье. Мы стали несколько поодаль от его седалища, а Макси- мин, подошед к варвару, приветствовал его. Он вручил ему царские грамоты и сказал, что царь желает здоровья ему и всем его домашним. Аттила отвечал: “Пусть с римлянами будет то, чего они мне желают”».
Остроумный ответ вождя не насторожил Вигилу. Аттила же, зная, что переводчик собирается ненадолго вернуться в римские земли за золотом для оплаты убийц, не стал препятствовать его отъезду и даже сам послал его туда, якобы для того, чтобы содействовать выдаче перебежчиков. Гунны фиксировали имена всех перебежчиков за многие годы, и Аттила «велел секретарям прочесть бумагу, в которой записаны были имена беглых». Кроме того, Аттила предупредил римлян, что им категорически запрещается делать в его
землях какие-либо покупки, кроме съестных припасов, в том числе запрещается выкупать своих соотечественников из плена. «Это было придумано варваром хитро, дабы тем легче изобличить Вигилу в злоумышлении на его жизнь, когда он не будет в состоянии сказать причины, зачем вез с собою золото...».
По этим описаниям Прииска мы можем составить логическую схему судопроизводства в Гуннском каганате.
Истец: Аттила-каган.
Ответчик: византийский посол Вигилий.
Место производства и дата: 449 год, Ур- да (столица) Аттилы-кагана.
Суть дела: византийский император в составе своего посольства отправляет к Аттиле и наемного убийцу по имени Вигилий.
В суде свидетелем выступил сам Вигилий. Он представил плату императора в виде монет и кошелек с именем императора. Атти- ла, как председатель суда, взвешивает монеты, изучает кошелек. Свидетельства Вигилия подтверждаются.
Византийское посольство отрицает эти аргументы, уверяя, что монеты и кошелек ворованные.
Вигилий представляет неопровержимое доказательство — «шартнамэ» (договор, обязательство), подписанное императором.
Таким образом, выясняется, что византийский император посылал послов только с целью убить Аттилу-кагана.
Аттила-каган отказывается от принятия письма императора, осуждает одного из послов к смерти, однако, учитывая посольскую неприкосновенность, приказывает судить его за этот же поступок по законам византийской империи с учетом решения гуннского суда. Контроль и исполнение решения гуннского суда возлагается на главу византийского посольства Максимину.
Судебное решение было утверждено Ат- тилой-каганом.
Для наглядности представим особенности данного судопроизводства в виде таблицы 1.
Принятие к исполнению судебных решений государственными органами и возможность передачи исполнения решения суда официальному лицу или органу подразумевает существование в Гуннском каганате таких официальных лиц и органов. Ими являлись Кинадар-каганы и их войска «казыйги». Слово это переводится в значении «относящиеся к суду (войска); судебные исполнители».
После отъезда заговорщика дипломатические дела пошли на лад, — вероятно, Аттила понял, что остальные послы непричастны к готовящемуся покушению.
Надо отметить, что Аттила поступил исключительно гуманно и дальновидно. Навряд ли дипломатическая неприкосновенность могла распространяться на человека, который сам признался в намерении убить правителя, к которому он был послан для переговоров. Тем более что Вигила был всего лишь переводчиком. Однако и он, и его сын отделались испугом и сравнительно небольшой суммой денег. Что касается Феодосия, чье участие в заговоре не вызывало у Аттилы особых сомнений, к нему гунн отправил послов Ислу и Ореста, которым надлежало устыдить императора.
«Оресту было приказано повесить себе на шею мошну, в которую Вигила положил золото для передачи Эдекону; в таком виде предстать пред императором, показать мошну ему и евнуху и спросить их: узнают ли они ее? Исле велено было сказать царю изустно, что Феодосий рожден от благородного родителя, что и он сам, Аттила, хорошего происхождения и,
наследовав отцу своему Мундзуху, сохранил благородство во всей чистоте; а Феодосий, напротив того, лишившись благородства, поработился Аттиле тем, что обязался платить ему дань. Итак, он нехорошо делает, тайными кознями, подобно дурному рабу, посягая на того, кто лучше его, кого судьба сделала его господином. Притом Исла должен был объявить, что Аттила не перестанет винить Феодосия в этих проступках против него, пока евнух Хрисафий не будет к нему выслан для наказания».
Впрочем, Хрисафий тоже отделался в этой истории легким испугом. Феодосий не хотел выдавать своего сановника, тем более что «все благоприятствовали ему и ходатайствовали за него». Поэтому император пошел на моральные уступки и сформировал посольство из тех самых знатных людей, которых гуннский вождь давно хотел видеть в своих землях. «Евнух послал от себя много золота варвару, чтоб смягчить его и тем отвести его гнев». «Таким образом, Анатолий и Ном были отправлены к Аттиле для укрощения его гнева и убеждения его хранить мир на постановленных условиях». Аттила «из уважения к их сану» встретил
послов у своих границ, чтобы «не подвергать их трудам дальнейшего странствия».
«Сначала он говорил с ними надменно; потом они укротили его множеством даров и убедили ласковыми словами. Он поклялся в сохранении мира на прежних условиях: обязался уступить римлянам землю, которая граничила с Истром, и не беспокоить более царя насчет беглых, если только римляне не станут снова принимать к себе других бегущих от него людей. Он отпустил и Вигилу, получив пятьдесят литр золота — такое количество привезено было сыном Вигилы, приехавшим в Скифию вместе с посланниками. Аттила отпустил без откупа и многих военнопленных из уважения к Анатолию и Ному. Он подарил им коней, звериные меха, которыми украшаются царские скифы, и отпустил их».
Так, ко всеобщему удовлетворению, завершились переговоры Аттилы с Феодосием, положившие конец затяжной войне. Впрочем, Аттила вовсе не собирался переориентировать своих подданных на мирный пастушеский труд. Но теперь его взгляд устремился на запад.