Автор: Иван Хохряков
Редактор: Надежда Провоторова
Не секрет, что очень много ребят каждый год уезжают на учебу за границу. Я тоже встал в их ряды и поехал учиться в Германию. Сейчас я уже как два года живу в стране точности и пунктуальности (хотя, последнее время пунктуальность хромает).
Вообще за свои небольшие годы я:
- учился в самой обыкновенной школе маленького российского городка в глубинке
- после учился в одном из топовых лицеев Калининграда, который входит в ТОП-500 лучших школ России
- год учился в самом среднем российском вузе: КГТУ
- год в Studienkolleg Mittelhessen
- и буквально только что закончил второй семестр в немецком университете
— как видите, мне есть с чем сравнивать. Именно поэтому я решил написать статью о своих впечатлениях от учебы в Германии и сравнить их с «нашим» образованием.
Вся статья основана на личных ощущениях и полностью субъективна. Если вы не согласны, пишите об этом в комментариях. Будет интересно узнать и другие точки зрения!
Почему именно Германия?
И начну я сперва с ответа на вопрос, почему я вообще решил учиться в Германии. Не буду скрывать, что этой идеей прежде всего горели мои родители. И огромное им спасибо, что они смогли и во мне зажечь этот огонек.
Выбрали мы Германию по ряду весьма простых причин:
- нет платы за обучение
- качественное и современное образование
- немецкое инженерное образование ценится во всем мире
- перспективы найти работу по душе, за которую будут еще и хорошо платить
- относительно близко к Калининграду
- стоимость проживания приблизительно сравнима со стоимостью жизни в Москве и Санкт-Петербурге
Если обобщить, то все сводится к простому умозаключению:
— чтобы получить хорошее образование в России, нужно потратить не намного меньше финансов, чем для получения образования в Германии. Но немецкое образование открывает гораздо больше перспектив в будущем, чем отечественное.
Разница в системах образования
Помню, как я впервые попал на урок в Studienkolleg Mittelhessen. Тогда я приехал на зимние каникулы к Надежде — она уже училась в этом штудиенколлеге.
Чтобы понять все различие между системами образования и уровнем преподавания, вам достаточно знать только одно:
— за пару уроков химии с моим «почти B1» я понял тему ОВР лучше, чем когда нам ее объясняли в школе и университете! Тогда меня это очень сильно удивило.
Теперь я уже знаю, что немцы просто напросто учат совсем по-другому. Здесь вас никто не будет заставлять учить теоретические выкладки с выводом формул. Более того, здесь очень часто даже формулы учить не надо!
Чтобы вы тоже прочувствовали разницу, я приведу такой пример:
- В России дифференциальные уравнения нам объясняли так:
1. Немного теории, что есть такая такая штука, как дифференциальные уравнения, что они описывают
2. Показывали проблему, что уравнение не решается
3. Название теоремы и огромное доказательство, а в доказательстве куча мелких деталей и приемов — и никто не объясняет почему именно эти приемы, а не другие (мне кажется, сами профессора даже этого не знали)
4. Короткое описание метода
Нам нужно было знать и уметь:
— все, что написано выше от и до
+ уметь это применять - В Германии та же тема объяснялась так:
1. Рассказывали про тему: зачем нужны эти уравнения, что описывают, где применяются
2. На примере показывали проблему, что уравнение не решается
3. Метод решения уравнения по шагам
Что нужно было знать и уметь:
— где в списке формул находится нужный метод, уметь применить нужный метод для нужного типа уравнений
Самое забавное, что после сессии в России почти никто так и не умел вычислять «дифуры» (диф. ур-ия), а в Германии минимум четверть моего потока может распознать и решить их. Это только одна тема одного из многих предметов.
Организация учебного процесса
Еще к плюсам хочу отнести организацию. Каждый раз, когда я в начале семестра открываю расписание, то не верю глазам. После России я не верю, что такое вообще возможно! Расписание всегда составлено очень удобно! У нас, как правило, нет «окон». Нет также и разброса, когда в понедельник шесть пар, а во вторник две, но с обеда.
Кстати, про шесть пар. Максимум, который у меня был в Германии — четыре пары. Просто здесь нет лишних предметов в виде философии или культурологии и т.п., например, на машиностроении.
За счет этого у студента не только в разы больше свободного времени (даже на личную жизнь есть), но и знаний по специальности он получает больше, а нагрузка в разы меньше.
Поддержка со стороны государства и общественных организаций
Именно в Германии я впервые почувствовал себя полноправным членом общества. А еще именно здесь я почувствовал себя свободным. И не мудрено.
Помимо того, что здесь сильно уважают права друг друга, у студентов есть самые различные льготы и виды поддержки, а именно:
- у студентов в Германии большие налоговые льготы
- дешевый проездной (он везде разный, но у нас по всему Гессену)
- скидки во многих магазинах
- специальные предложения во многих банках и прочих фирмах:
— бесплатный счет в банке
— Prime от Amazon на год - большая поддержка в университете:
— бесплатный юрист
— бесплатный психолог
— множество программ по поддержке во время учебы - значительные стипендии, если удастся получить
- эффективный профсоюз студентов
и т.д. В России, конечно, тоже есть что-то из описанного выше, но это все гораздо более скромно.
Не позитивно
Всю статью я расхваливаю учебу в Германии. Но кроме плюсов есть и свои нюансы. Например, не во всех университетах и не на всех специальностях учеба такая «не напряжная», как у меня.
Я знаю многих ребят, которые жалуются, что их заставляют по-тупому учить формулы, что среди предметов есть ненужные, количество материала слишком большое, а сам он слишком теоретический.
Да, как и везде, в Германии тоже есть люди и организации, «оставшиеся в прошлом веке». Поэтому особенно важно читать отзывы (есть у нас форуме) о программах в университетах, на которые вы подаете документы.
Если же у вас есть возможность лично посетить «день открытых дверей» в университете вашей мечты, то этому просто нет цены! Обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Потому что это очень хороший шанс лично прочувствовать атмосферу заведения.
Например, президент нашего THM в приветственной речи публично заявил: «Мы не хотим, чтобы THM стал для вас местом, где вас только проверяют на экзаменах…» — эта фраза очень хорошо объясняет, почему у нас так много программ поддержки, развития и почему очень много сил тратится именно на повышения качества образования.
Другой не позитивный момент — ты всегда остаешься иностранцем. Я знаю, что для некоторых ребят это проблема и они очень сильно это переживают. Но лично мне трудно что-то говорить по этому поводу, потому что я не чувствую притеснения.
Германия настолько интернациональна, что сами немцы уже давно привыкли к иностранцам! А если кто-то и позволяет себе какой-то неуместный комментарий, то это уже говорит о развитии конкретного человека.
Мне лично иногда неприятны ворчливые немцы, которым обязательно нужно высказаться. Была ситуация, когда я тихонько ехал на велосипеде и говорил одной рукой по телефону. Оказывается я создавал опасную ситуацию — так мне сказал мужик из проезжавшей мимо машины, который протянулся от водительского места через свою жену к окну с пассажирской стороны.
Итог
Не знаю мое ли это умение везде видеть положительные стороны, но даже негативные стороны получается перекрашивать в позитив. Наверное, что в мире есть и лучшие страны, но пока что и здесь меня все устраивает. В любом случае, я чувствую себя в Германии лучше.
Может быть это благодаря красоте и ухоженности вокруг, может быть благодаря улыбкам людей. Здесь мне просто хорошо и это мои впечатления от учебы и жизни в этой стране.
Как я написал в самом начале, эта статья получилась полностью субъективной. Каждый видит мир по-своему, поэтому если вы в чем-то несогласны со мной, пишите об этом в комментариях. Будет интересно узнать и ваши точки зрения!
Если есть вопросы, задавайте на стене в ProStudium или здесь в комментариях! Удачи!