Найти тему
etonadovidet.info

Открытие Артдокфеста-2018

6 декабря в Москве и Петербурге стартовал «Артдокфест», главный фестиваль русскоязычного документального кино. В этом году, предвидя ужесточение законов, ограничивающих фестивальные смотры в стране, дирекция «Артдока» загодя перенесла конкурсную программу в своем полном виде в Ригу. До России же из 129 фильмов, отобранных для показа, как ни грустно называть эту цифру, доехало всего лишь 52.

-2

Тем не менее это не причина для фестиваля посыпать голову пеплом. «Артдокфест» активно осваивает интернет-площадки для кинопоказов, которые серьезно дополняют привычные просмотры в кинозалах. Конкурс же даже в обрезанном виде продолжает выглядеть интригующе и, по мнениюкинокритика и члена жюри Зары Абдулаевой, в этом году исключительно силен. Мы же в этом с удовольствием убеждаемся и готовим собственный посвященный фильмам материал, который опубликуем под занавес фестиваля.

Фильм открытия «Артдокфеста»-2018

Фильмом открытия «Артдокфеста»-2018 стал «Сын» Александра Абатурова, мировая премьера которого состоялась еще в феврале этого года на Берлинале. Фильм посвящен двоюродному брату режиссера Диме, солдату русского спецназа, который погиб на службе в Дагестане в возрасте 21 года. Александр Абатуров с камерой в руках повторяет путь своего брата в русской армии от присяги до спецназовской учебки. Пока армия готовит новых бойцов, камера переключается на Димину семью и проживает с ними дни скорби. Родители столь скромные люди, что, например, отец за весь фильм произносит чуть ли не одну всего тихую фразу. Камера возвращается в армию, Димины сослуживцы вспоминают операцию, в которой тот погиб, вспоминают друга, кому-то он даже приходит во сне. А армия все штампует новых рекрутов: марш-броски, боевая подготовка до кровавых физиономий, «мы едем убивать». Удасться ли армии превратить «собирательного Диму» в универсального солдата? Ответ режиссера — нет.

-3

«Артдокфеста» уходит в онлайн (частично)

Как уже было сказано фестиваль исследует площадки альтернативного показа своих картин в интернете. Уже сейчас в онлайн-кинотеатре «Настоящее время» можно смотреть фильмы «Артдокфеста», в том числе и конкурсный украинский фильм «Домашние игры» Алисы Коваленко, победитель документальной секции Одесского международного кинофестиваля. Он рассказывает пронзительную историю молодой девушки Алины, занимающейся футболом, мечтающей о больших победах, глядишь, и в форме национальной сборной. Ее тренер, женщина старой школы, не подбирает слова, жестко и прямо требует полной отдачи на поле, того же от Алины требует и жизнь. Девушка с детства не избалована материнской помощью, да еще и сама  приглядывает за младшими братом и сестрой, которые готовятся только пойти в школу. Ее отдача на футбольном поле рифмуется с отдачей в жизни, требующей от человека, конечно, многого, но стоящего того, чтоб их маленькая квартира наполнялась детским смехом.

-4

На полную мощность работает и собственная онлайн-синематека «Артдокфеста». На ней уже показали (и покажут еще) другую громкую российскую премьеру «Наш новый президент» Максима Поздоровкина, фильма-участника Санденса этого года. Это хорошо знакомый нашим соотечественникам кино-анекдот про то, как Россия повлияла на американские выборы 2016 года. Он собран из кадров российских и американских теленовостей, а также интернет-видео реакций обывателей на победу Трампа, и выглядит как спрессованный в час-с-небольшим комок фантасмагории, которой полнится российское медиа-пространство.

-5

Закончится же фестиваль, что показательно, тоже в интернете. 12 декабря на artdoc.media будет показан новый фильм одного из лидеров российского документального кино и президента «Артдокфеста» Виталия Манского «Свидетели Путина», а 13го декабря в онлайн-кинотеатре «Настоящее время» покажут фильм-победитель «Артдокфест»-2018. Включайте свои компьютеры.

Автор: Бодухин Михаил.