6 декабря в Москве и Петербурге стартовал «Артдокфест», главный фестиваль русскоязычного документального кино. В этом году, предвидя ужесточение законов, ограничивающих фестивальные смотры в стране, дирекция «Артдока» загодя перенесла конкурсную программу в своем полном виде в Ригу. До России же из 129 фильмов, отобранных для показа, как ни грустно называть эту цифру, доехало всего лишь 52.
Тем не менее это не причина для фестиваля посыпать голову пеплом. «Артдокфест» активно осваивает интернет-площадки для кинопоказов, которые серьезно дополняют привычные просмотры в кинозалах. Конкурс же даже в обрезанном виде продолжает выглядеть интригующе и, по мнениюкинокритика и члена жюри Зары Абдулаевой, в этом году исключительно силен. Мы же в этом с удовольствием убеждаемся и готовим собственный посвященный фильмам материал, который опубликуем под занавес фестиваля.
Фильм открытия «Артдокфеста»-2018
Фильмом открытия «Артдокфеста»-2018 стал «Сын» Александра Абатурова, мировая премьера которого состоялась еще в феврале этого года на Берлинале. Фильм посвящен двоюродному брату режиссера Диме, солдату русского спецназа, который погиб на службе в Дагестане в возрасте 21 года. Александр Абатуров с камерой в руках повторяет путь своего брата в русской армии от присяги до спецназовской учебки. Пока армия готовит новых бойцов, камера переключается на Димину семью и проживает с ними дни скорби. Родители столь скромные люди, что, например, отец за весь фильм произносит чуть ли не одну всего тихую фразу. Камера возвращается в армию, Димины сослуживцы вспоминают операцию, в которой тот погиб, вспоминают друга, кому-то он даже приходит во сне. А армия все штампует новых рекрутов: марш-броски, боевая подготовка до кровавых физиономий, «мы едем убивать». Удасться ли армии превратить «собирательного Диму» в универсального солдата? Ответ режиссера — нет.
«Артдокфеста» уходит в онлайн (частично)
Как уже было сказано фестиваль исследует площадки альтернативного показа своих картин в интернете. Уже сейчас в онлайн-кинотеатре «Настоящее время» можно смотреть фильмы «Артдокфеста», в том числе и конкурсный украинский фильм «Домашние игры» Алисы Коваленко, победитель документальной секции Одесского международного кинофестиваля. Он рассказывает пронзительную историю молодой девушки Алины, занимающейся футболом, мечтающей о больших победах, глядишь, и в форме национальной сборной. Ее тренер, женщина старой школы, не подбирает слова, жестко и прямо требует полной отдачи на поле, того же от Алины требует и жизнь. Девушка с детства не избалована материнской помощью, да еще и сама приглядывает за младшими братом и сестрой, которые готовятся только пойти в школу. Ее отдача на футбольном поле рифмуется с отдачей в жизни, требующей от человека, конечно, многого, но стоящего того, чтоб их маленькая квартира наполнялась детским смехом.
На полную мощность работает и собственная онлайн-синематека «Артдокфеста». На ней уже показали (и покажут еще) другую громкую российскую премьеру «Наш новый президент» Максима Поздоровкина, фильма-участника Санденса этого года. Это хорошо знакомый нашим соотечественникам кино-анекдот про то, как Россия повлияла на американские выборы 2016 года. Он собран из кадров российских и американских теленовостей, а также интернет-видео реакций обывателей на победу Трампа, и выглядит как спрессованный в час-с-небольшим комок фантасмагории, которой полнится российское медиа-пространство.
Закончится же фестиваль, что показательно, тоже в интернете. 12 декабря на artdoc.media будет показан новый фильм одного из лидеров российского документального кино и президента «Артдокфеста» Виталия Манского «Свидетели Путина», а 13го декабря в онлайн-кинотеатре «Настоящее время» покажут фильм-победитель «Артдокфест»-2018. Включайте свои компьютеры.
Автор: Бодухин Михаил.