Найти тему
Рассуждения

Русским о русском

О творческом вечере поэта Алексея Полубота и представлении книги «Вечность»

Москва, Малый зал Центрального Дома литераторов, 2 декабря 2018 года. Творческий вечер Алексея Полубота. Представление его новой книги «Вечность». «Изборника» – как сам автор ее называет, потому что в издание вошли лучшие стихотворения поэта.

Удивительная цельность и гармоничность обстановки. Ничего лишнего: лаконичный ведущий, автор с прозвучавшими стихами, зрители с искренними впечатлениями – всё в единстве.

Ведущий – поэт Виктор Кирюшинпредставляет героя дня, рассказывает о жизненном пути Алексея. Человек с русского Севера, мурманчанин. Детство и юность в отчем доме, на лоне суровой природы. Молодость – Москва, Литературный институт, путешествия по России, очарование среднерусской природой, работа журналиста и публициста, внимательный взгляд на происходящее в стране. Зрелость – война на Донбассе, «на жгучих полях Новороссии». И – кропотливая добросовестная литературная работа – в юности, в молодости, в зрелости. Одухотворенная любовью – к жизни, к природе, к родине, к женщине, к друзьям. Виктор Кирюшин признается, что книгу «Вечность» прочитал «насквозь».

А теперь читает стихи автор. Строки, посвящённые родителям. Из верлибра: «Грибы пахнут Мурманском, мамиными руками», «Потертая куртка отца была порукой тому, что все в мире идет, как надо».

И другое стихотворение:

Знакомый с детства снежный край

Край замерших просторов,

Где в тишине собачий лай

Мерещится озерам.

Это нежное чувство Алексей Полубота передал своим сыновьям. Средний сын Никита вместе со старшим Вячеславом – в зале. Принял поэтическую эстафету от отца: «Слышу: плещется в плёсах форель, Нет восторженней звука на свете». И: «Не за рыбой сюда я спешил. Вот за этим забывчивым счастьем».

Север! Зимой – ослепительные снега, чахлые березки, вой ветра. Летом – замшелые валуны, плёсы с мерцающими солнечными бликами. Поэт Геннадий Иванов тоже остро ощущал «вечность» на Кольском полуострове, где прошли его отрочество и юность. Алексей работал электромонтером в Мурманском рыбном порту. А Геннадий Иванов несколькими десятилетиями раньше уходил с грузом из этого порта Северным Ледовитым океаном на полярные станции.

Строки Геннадия Иванова о северном крае:

Когда-нибудь все кончатся туманности

И мы вернемся к ясной первозданности.

Но после этой ясной первозданности

Ведь нам опять захочется туманности.

Но есть ли путь, обратный до туманности

Из той обетованной первозданности?

Для драматурга, кандидата искусствоведческих наук Светланы Молчановой, в книге «Вечность» важно ощущение пути. Вот лирический герой оказывается в Москве. Поначалу столица вызывает неприятие. Серые дома, серый асфальт, и в «симфонии мертвых машин птичьи скрипки все реже и реже». Постепенно отношение к городу теплеет. Здесь и девушки – «как глоток свежий воздуха, и гитара «хоть иногда, но звенит», и Пушкин на площади склонил свою курчавую голову, будто благословляя. «Так чего же я кляну напрасно Это имя древнее «Москва»?

Во Владимире и Суздале муза вдохновляет поэта: «Это край, надеждами звенящий», «Родниковая страна звонких колоколен. Богородица видна в синеве над полем».

Писатель Лидия Сычёва говорит о прозе и «родовых» очерках героя вечера. О расколотости общества и о том, что Полубота – один из немногих в своём поколении литераторов, уверенно шагающих по пути постижения русского самосознания. О том, что этика (честность) определяет эстетику художника. Для Лидии Сычёвой образцом честного отношения к призванию, творчеству является поэт Валентин Сорокин, автор одного изпредисловий к книге «Вечность» (ещё одно напутствие сборнику дал Геннадий Иванов).

Алексей Полубота возглавляет Комиссию по сохранению творческого наследия выдающегося русского поэтаНиколая Тряпкина. Рассказывая об этом служении, Алексей употребляет местоимение «мы». Мы – Григорий Шувалов, Евгений Богачков, Руслан Кошкин, Анастасия Чернова, Людмила Семенова и многие другие деятели культуры. Потому что «Один в поле не воин». (Все названные литераторы выступили на вечере. –Авт.) «Мы поставили поклонный крест на месте исчезнувшей деревни Саблино – родового гнезда Тряпкина. И теперь эта деревня живет в нашем сознании. Мы проводим конкурсы, чтения, фестивали имени поэта. Мы установили знак с гагарой в Степурино и гранитный могильный памятник на кладбище в Ракитках… Мы с друзьями ездили на Донбасс…»

На вечере состоялась премьера документального фильма «Зайцево. На линии фронта», где Алексей выступил как режиссер. В кадре – дома с выбитыми стеклами и пробоинами, заделанными фанерой. Дети из воскресной школы, рисующие ангелов в неотапливаемом помещении, где несколько месяцев не было света. Их близкие ходят в храм в одной и той же одежде – если снайпер не узнает, то может убить. Предупреждающий выстрел – впереди, сзади. Может прозвучать и третий...

Во время проповеди отец Николай говорит о смягчении поста. Ведь Господь не придет с вопросом: «Что ты ел на завтрак?» Он спросит: «Ты любишь? Веруешь? Прощаешь?»

Любовь, вера, смирение есть и в поэзии Алексея Полубота, и в его фильме.

После увиденного тяжело говорить. Поэту Марине Пономаревой тоже близка тема войны на Донбассе, гуманитарных акций, общественной активности.

Вечер заканчивается песнями под гитару – поёт Алексей Полубота.

…В жизни думающего человека всё взаимосвязано: путешествия, люди, любовь, потрясения, переживания. Так создаётся образ мира, воплощенного в творчестве. И не этот ли мир – вечность?!.. Постижение жизни русского человека русским – чувством, словом и делом.

Tags: Дневник писателяProject: MolokoAuthor: Семёнова ЛюдмилаПолубота А.